22 Ноябрь 2017, Среда

Сайт обновлен:21.11.2017 14:42:04 MSK

> Главная

Литературная страница

Живое поэтическое слово

Написать письмо Печать

прозвучало в стенах ТОК-центра «Умникум»
Здесь собрались поэты молодежного поэтического объединения «ВДОХновение», чтобы подвести итоги прошлого года.

Обновлено 20.01.2017 16:26

Я люблю судьбу свою…

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В январе исполнилось 80 лет со дня рождения и 45 лет со дня смерти поэта Николая Рубцова, которого по праву называют классиком русской литературы. В его честь в Бирском историческом музее прошел небольшой творческий вечер.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна и проникновенна, поэтому насладиться его наследием пришли горожане разных возрастов. В их числе педагоги Бирского филиала БашГУ, пенсионеры, студенты и молодые поэты. Всех их объединила неподвластная описанию пленяющая сила поэзии. Большее количество слушателей собрал разве что вечер, посвященный Сергею Есенину. Тогда в зале музея яблоку было негде упасть. Что скрывать, любят биряне поэзию. И это не может не радовать.

Отличительная черта каждой такой литературной встречи—особая атмосфера сопричастности и единения, которую невозможно создать искусственно. На это способны только души людей, всецело увлеченных искусством. Для тех, кто не был ни на одном из таких вечеров: это не скучное, как кажется некоторым, чтение стихов. Это путешествие по жизни и творчеству поэта, которое каждый раз дарит бирянам организатор встреч Раиса Александровна Безрукова. Это стихи поэта, истории из его жизни, строки о нем местных авторов. Это мир, трудноописуемый и неповторимый по ощущениям, название которому—поэзия.

В случае же с Рубцовым такие шедевры, как «Букет», «Тихая моя Родина», «Журавли» можно было послушать в исполнении известных звезд эстрады. Кто из нас не знает такие строки:

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов и подарю букет,

Той девушке, которую люблю.

И это все Николай Рубцов, чье творчество, лишь  раз коснувшись сердца,  вряд ли оставит его равнодушным. Даже спустя 45 лет после своего ухода поэт продолжает учить нас добру, вселять в нас надежду на чудо, заставляя верить в жизнь и любить ее. Это уже к слову о том, в чем заключается пленительная сила поэзии.

Александр ХВАТКОВ

Современные романы,

которые обязательно нужно читать родителям

Взрослые зачастую забывают, как это—быть ребенком. Десять современных романов обязательно напомнят им это удивительное время и научат, как правильно общаться со своими детьми.

1. Фэнни Флэгг. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок».

2. Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков».

3. Анна Гавальда. «35 кило надежды».

Поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности, о семье. О том, что мечты могут и должны сбываться. Надо только очень сильно захотеть и очень сильно постараться. Решая свои «детские» проблемы, тринадцатилетний герой ищет выход—и находит его, да так, что и взрослым есть чему у мальчишки поучиться.

4. Дина Рубина. «На солнечной стороне улицы».

В «высоковольтном» сюжете переплелись любовь и преступления, талант и страсть, способные уничтожить личность или вознести к вершинам творчества.

5. Арчибальд Кронин. «Замок Броуди».

6. Людмила Улицкая. «Медея и ее дети».

7. Янн Мартел. «Жизнь Пи».

8. Маргарет Этвуд. «Слепой убийца».

9. Мюриель Барбери. «Элегантность ежика».

Девочка-подросток, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды и слушающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире… Что связывает этих людей, как меняется их жизнь после того, как они случайно находят друг друга,—об этом читатель узнает, открыв этот прекрасный, тонкий, увлекательный роман.

10. Диана Сеттерфилд. «Тринадцатая сказка».

 

Возьмемся за руки, друзья!

Размышления доморощенного литературного критика

Чем нам, читателям «Победы», запомнился Год литературы? Лично мне—поэтическими стараниями наших бирских авторов.

Постараюсь никого не обидеть и высказать свое мнение со стороны. Затрону, пожалуй, часто печатающихся авторов. Это, конечно же, серьезные строки Владимира Котельникова, не изобилующие поэтическими фигурами, но с интересным содержанием. Поэтому был удивлен, когда в попытке дать оценку действительности уважаемый Владимир Константинович в стихотворении «Парфюма шлейф», отзываясь о рекламе, рифмует «муха» и «шлюха». Даже немного покорежило. Уже в этом году автор в посвящении поэту Николаю Рубцову так старался зарифмовать его биографию, что порой забывал о ритме и размере. А слова «поэт» и «лет» рифмовались аж три раза!  Думается, что читатели «Победы»--все же довольно искушенная поэтическая аудитория. И, как мне кажется, рубрика «Поэтическим пером» все-таки обязывает работать тщательнее над своими произведениями. К слову, Владимир Константинович, всегда с радостью читаю написанное вами.

Не могли не запомниться неологизмы Владимира Барановского—чего стоит его «шуруповертка» в стихотворении «Подарок»! Зато в рифму! И лирические стихи Ильи Алексеева—заметного автора, неплохо пользующегося поэтическими фигурами. Правда, трудно в моем представлении сочетаются строки из его стихотворения, опубликованного  уже в этом году: «Чувств не расслышавший слов» и «В вечной бессоннице снов». Чувства у слов? Бессонница снов? Поэтично, но не очень, на мой взгляд, поддается толкованию и осмыслению. А взять, к примеру, четверостишие того же автора из стихотворения «Поклонный крест»:

Уж крепостное право отменили,

Благословляя к вольному труду.

Оттуда и пошла моя фамилия

В тысяча семьсот каком-то там году.

Понимаю, что автор хотел вместить мысль. Но последняя строка—явный перебор: нарушение ритма, размера. А уж о соблюдении женской или мужской рифмы в первой и третьей строке говорить совсем не приходится. К слову, в мужской рифме ударение падает на последний слог, в женской—на предпоследний. В конце концов, есть каноны стихосложения.

Александр Хватков, хоть и появляющийся на страницах «Победы» со стихами реже старших товарищей по перу, всегда радовал трогательными строками о России и деревне. А в конце декабря вдруг выдал романтическое и почти «попсовое» «Чай с поцелуями». Красиво, но все же, Александр, о Родине у вас получается лучше. А вообще—очень приятно наблюдать за творчеством молодых авторов.

Завершая свой критический опус, хочу сказать, что Бирск—город талантов, и поэты в нем есть хорошие. Но, как сказал Николай Заболоцкий, «душа обязана трудиться». И стихи—это тяжкий труд. Вот и выполнять его нужно не спустя рукава. Глядя на то, как одиноко, варясь в собственном соку, творят наши плодовитые авторы, так и просятся строчки Булата Окуджавы:

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Согласимся, что общение единомышленников лишь способствует созданию лучшей атмосферы для творчества. А там, глядишь, пойдут в ход книги по стихосложению, литературоведению, и неуклюжие строки уйдут в прошлое, оставив место мастерству.

Евгений ОБЛОМОВ

М.Цветаевой

Недолго ведь с крыши—на небо…

Пора гасить  фонарь…

(М.Цветаева).

Ты знала—недолго. Один только шаг.

А дальше—не страшно, ведь страх—

это слабость.

А дальше—не страшно. А дальше лишь взмах

Двух крыл, и вперед в бесконечную радость.

Что было—не важно. Не важен итог.

И даже не нужно теперь знать причину.

Я знаю—так сильно давил потолок,

Что ты погасила фонарь и лучину.

Валентина ЮДИНА.

 

***

У клавишных вырвали клавиши,

У струнных украли струны…

И эти эстеты, товарищи,

Причислят себя к умным,

 

Пойдут «просвещать» улицы…

Поймут, может, только дети,

Что это страшнее ужаса

И это грустнее смерти.

Яна САВИЦКАЯ.

 

***

Я обещаю свято не влюбляться.

Какой пожар? Я задымить боюсь!

Мне по душе спокойно целоваться,

Ну а потом писать стихи про Русь.

 

Серьезный слог в классической манере…

Тебе ль не знать, как это сладко, но

Не от того, что я себе не верю,

Я о любви добавлю заодно.

 

Я обещал, я помню: не влюбляться!

Ты скажешь вдруг: «Забудем словно сон».

Тебе легко, а мне еще признаться,

Что я давно беспомощно влюблен.

 

***

Мне нравится твой интерес к стихам

И блеск в глазах, когда читаю строки,

Когда я начинаю верить сам,

Что мы с тобой совсем не одиноки.

 

Есенин, Бродский, Пушкин… Тишина…

А за окном неистовая стужа!

Но знаешь ты, что в мире не одна,

А я уверен, что кому-то нужен.

 

И вновь стихи, и снова блеск в глазах…

Я б умер так! Но жизнь распорядила,

Что мне бежать болтать о пустяках

И уверять, что это тоже мило.

 

Меня от этой милости тошнит!

Хоть, правда,—в поезд, и слезай у моря!

А лучше в Питер—тамошний гранит

Полезней пустяков и алкоголя.

 

Вот почему среди отдельных фраз

И блеска глаз, когда читаю строки,

Мне нравится уже в который раз

Осознавать, что мы не одиноки.

 

Александр ХВАТКОВ.


Обновлено 16.02.2016 16:46