18 Декабрь 2017, Понедельник

Сайт обновлен:17.12.2017 11:22:35 MSK

> Социальная сфера Бюджетники Живи, учись, работай в Башкортостане!

Живи, учись, работай в Башкортостане!

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Руководители высших учебных заведений республики обсудили проблему утечки из региона молодых специалистов и предложили ее решение.

 

В соответствии с графиком выездных профориентационных мероприятий Бирск стал первой площадкой, где члены Совета ректоров башкирских вузов, представители местной власти, сферы образования РБ, Бирского, Караидельского, Мишкинского, Аскинского районов, работодатели, школьники и родители встретились, чтобы больше узнать друг о друге, о запросах будущих абитуриентов, возможностях обучения и трудоустройства.

Ушел и не вернулся

В рамках проведения круглого стола «Сотрудничество вузов, муниципальных районов и работодателей в вопросах профориентации и подготовки обучающихся» гости и участники подняли темы миграции выпускников высших учебных заведений, обеспечения экономики региона кадрами, развития промышленности, сельского хозяйства, медицины.

Председатель совета ректоров вузов республики, ректор Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы Р.М.Асадуллин озвучил свое видение проблемы.

—Необходимо решать задачи профессионального обучения в связке с производством, муниципалитетами, органами и учреждениями образования,—открыл дискуссию Раиль Мирваевич.—На республиканском августовском совещании педагогов в Нефтекамске глава Башкортостана Рустэм Хамитов подверг резкой критике Министерство образования РБ, высшую школу. Анализ поступления в вузы Башкортостана и миграция абитуриентов показали, что по данным Нефтекамска около 50% самой талантливой молодежи, выпускников школ, имеющих высокие оценки—золотых медалистов, призеров и победителей предметных олимпиад, выбирали московские вузы. Республика выделяет деньги на образование в расчете на то, что молодые специалисты останутся в регионе и будут поднимать экономику, производство, сельское хозяйство, а на места возвращаются единицы.

Р.М.Асадуллин предложил обсудить сотрудничество высшей школы со средней образовательной, муниципалитетами, руководством муниципальных органов образования в формате выездных профориентационных мероприятий. По мнению председателя совета ректоров вузов, необходимо продемонстрировать предложения вузов руководителям районов, родителям, которые в большинстве случаев определяют будущее своих детей, отрегулировать взаимодействие высших учебных заведений и производства в плане новых технологий, технических проектов, а также в подготовке востребованных специалистов, отвечающих запросам современной экономики.

Целевое обучение—выход из тупика

В своем докладе глава администрации Бирского района А.А.Груздев отметил потребность нашей территории во врачах.

—Проблема с кадрами, безусловно, есть,—сказал Александр Анатольевич.—Специалисты стареют, уходят на пенсию. Район нуждается в свежих силах. Есть ребята, которые хотят обучаться в башкирских вузах, получить профессию, специальность и остаться на родине. Поэтому целевое обучение—оптимальный вариант для решения кадровой проблемы.

Ректор аграрного университета И.И.Габитов пояснил нюансы целевого приема и обучения будущих специалистов.

—Целевая подготовка приобретает сегодня новый формат,—сказал Илдар Исмагилович.—Отраслевые, ведомственные вузы могут заниматься подготовкой заявленных кадров в востребованных сферах деятельности, идя навстречу районам, обеспечивая их потребности в профессионалах.

И.И.Габитов разъяснил, что в рамках квоты проводится отдельный целевой набор. Каждый район может определить рабочие места и направить выпускников школ на обучение, которые гарантированно поступают в вуз. Важно, чтобы в договоре были прописаны обязательства принимающей стороны, как гарантия закрепления специалистов в районах. Сейчас действует много программ, по которым выделяются жилье, субсидии на его покупку молодым специалистам, разрабатываются индивидуальные образовательные программы, отправляют на стажировку за границу.

Ректор БГУ Н.Д.Морозкин добавил, что по постановлению правительства выпускники вузов обязаны отработать три года на муниципальных предприятиях или вернуть государству или работодателю деньги, потраченные на их целевую подготовку.

Директор «Бирских тепловых сетей» А.А.Тангаев резюмировал, что для предприятия оказалось выгодней направить работающего специалиста на переподготовку за пределы региона, чем заказывать целевиков в регионе. Андрей Алексеевич выступил с предложением, чтобы студенты наших технических вузов проходили практику в «Бирских тепловых сетях», защищали квалификационные работы, опираясь на заказ предприятия.

В дискуссии также принял участие проректор по научной работе УГАТУ Н.Г.Зарипов. Он рекомендовал главам районов обеспечить выпускников вузов, получивших диплом в рамках целевого обучения, гарантированным рабочим местом, соцпакетом, стипендией, льготами, что должно быть прописано в гарантийном письме или договоре.

Инвестировать в учителей и родителей

По мнению начальника МКУ Управление образования Бирского района В.А.Лобова, система школьного образования также испытывает кадровый голод из-за сокращения педагогических вузов, непрестижности педагогической профессии.

—В средних школах, особенно сельских, не хватает учителей-предметников,—сказал Виктор Александрович.—Педагог малокомплектной школы предпенсионного или даже пенсионного возраста вынужден преподавать несколько предметов, отчего страдает качество обучения школьников, подготовки к ЕГЭ, падает их конкурентоспособность. Это также следствие оптимизации средних общеобразовательных учреждений. Получается замкнутый круг: теряя среднюю школу, мы теряем село и сельских специалистов, способных поднять региональную экономику. На мой взгляд, сегодня важно делать ставку не только на технарей, но и на тех, кто этих специалистов будет обучать в школе, установить тесные связи высшей школы со средними школами, «инвестировать» в родителей.

Директор Бирского филиала БашГУ С.М.Усманов обратил внимание присутствующих на то, что за последнее время мы потеряли целые династии врачей, учителей, инженеров.

Три кита: абитуриент—работодатель—вуз

Завершая дискуссию, заместитель министра образования РБ Г.Р.Ялчикаева подчеркнула, что подобные выездные совещания стали уже доброй традицией, но это скорее профагитация, а основную профориентационную работу следует вести в школах с учащимися, родителями. По словам Гуллярии Рафкатовны, в планах на этот год посетить восемь районов. Г.Р.Ялчикаева привела статистические данные, согласно которым все больше выпускников выбирают республиканские вузы и трудоустраиваются по их окончании в селах и городах Башкортостана.

—Чтобы отслеживать ситуацию на рынке труда на определенной территории, главам администраций необходимо наладить контакт с руководителями центров занятости населения,—посоветовала Гуллярия Рафкатовна.—Анализируя потребности экономики, промышленности, сельского хозяйства, разных сфер деятельности, местная власть, работодатели могут запросить у вузов специалистов на будущее, которые придут через пять-семь лет на муниципальные предприятия и организации. Работайте на опережение.

Гости и участники мероприятия посетили выставки-презентации вузов «Молодой Башкортостан. Точка роста», мастер-классы «Инновационные технологии в современном образовании», подготовленные студентами и педагогами на базе Бирского филиала БашГУ. Школьники прошли профтестирование в Бирском кооперативном колледже и определились с выбором профессии. На встрече с потенциальными абитуриенты и их родителями представители вузов РБ рассказали о приоритетных направлениях подготовки кадров для региональной экономики.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить