20 Август 2018, Понедельник

Сайт обновлен:20.08.2018 12:24:04 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Муниципальная реформа на селе: проблемы и перспективы

Муниципальная реформа на селе: проблемы и перспективы

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В ходе муниципализации России в наиболее проигрышном положении оказались именно сельские поселения

Наверное, сейчас уже мало кто сомневается, что в ходе муниципализации России в наиболее проигрышном положении оказались именно сельские поселения, которые составляют преобладающую часть территории нашей страны, и в которых проживает 27 процентов всего населения России.
Постперестроечные годы развития села, несмотря на определенные финансовые вливания со стороны государства, пока не прибавляют оптимизма в перспективах развития обозначенного массива муниципальных образований. А начавшаяся реформа системы местного самоуправления (МСУ) с еще большей остротой обнажила проблемы социально-экономического развития сельских территорий, которые условно можно классифицировать следующим образом:
неразвитость экономической базы большинства сельских поселений;
крайне незначительный уровень собственных доходов;
отсутствие четких ориентиров и приоритетов социально- экономического развития сельских территорий, что не позволяет просчитать перспективы муниципального образования;
нехватка квалифицированных кадров в системе местного самоуправления сельских поселений и их недостаточная численность;
демографические проблемы села (низкая рождаемость, выбытие населения из сельской местности, особенно молодежи и т.д.).
Хотелось бы подробнее остановиться на первых двух обозначенных проблемах, тем более, что одна из них в определенной мере порождает другую. Известно, что даже при наличии большого числа  проблем органы местного самоуправления, согласно действующему законодательству, обязаны решать широчайший спектр задач (в настоящее время в ведении поселений находится 32 вопроса местного значения). Средств на решение вопросов местного значения катастрофически не хватает, что, соответственно, сказывается на качестве предоставления услуг органами МСУ населению.
То же самое можно сказать и о взаимодействии органов МСУ поселений с надзорными органами, которые справедливо считают, что раз имеется закон, то он должен соответственно выполняться. Однако ресурсного обеспечения  для выполнения прописанных в законодательстве норм у администраций большинства сельских поселений попросту нет. Налицо наличие серьезных противоречий в самой идеологии муниципальной реформы, заложниками которых, в конечном итоге, стало население наиболее многочисленного и наименее защищенного массива муниципальных образований.
Что можно сказать о ходе муниципальной реформе в сельской местности? В настоящее время реформа местного самоуправления в поселениях лежит, скорее, в  юридической плоскости и характеризуется в большей мере только перенастройкой деятельности местных администраций. Лишь немногие граждане в сельской местности интересуются юридическими тонкостями организации власти на местах. Большей части населения совершенно все равно, как организована местная власть, но при этом жители предъявляют определенные требования к качеству жизни на своей территории, которые эта власть должна обеспечить. Для обеспечения этих требований, по логике, власть должна располагать определенными финансовыми ресурсами. Вопрос, где возьмет сельская администрация деньги, народ не интересует, его интересует результат. При таком подходе администрации сельских поселений в большей мере, чем администрации других типов муниципальных образований, ощущают на себе серьезные «провалы» в  существующем законодательстве.
Качественное решение вопросов местного значения можно обеспечить только при наличии полноценного местного бюджета, который в идеале в большей части должен формироваться за счет собственных доходов (налогов). А как известно, местными налогами (которые в полном объеме поступают в бюджеты поселений) у нас считаются только земельный налог и налог на имущество физических лиц. Данные налоги, например, в США действительно обеспечивают большую часть собственных доходов муниципалитетов. Но там совершенно  иные подходы к определению налоговой базы и принципам администрирования данных налогов. А в нашей стране удельный вес местных налогов в 2009 году составил лишь 3,8 процента (земельный налог--3,4 процента, налог на имущество физ. лиц--0,4 процента).
На сегодняшний момент основной объем налоговых поступлений в местный бюджет формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц (в 2009 году отчисления от НДФЛ составили 70,8 процента доходов местных бюджетов). Но при этом необходимо отметить, что отчисления от НДФЛ зачисляются в бюджеты не по месту жительства граждан, а по месту их работы. Учитывая, что многие сельские жители ввиду отсутствия работы в своей местности уезжают на заработки в крупные индустриально-промышленные центры, можно просчитать, что мимо  бюджетов сельских поселений  проходят серьезные средства. Однако таковы законодательные реалии. Следовательно, сейчас, чтобы НДФЛ шел в местную казну, необходимо стимулировать и поощрять деятельность хозяйствующих субъектов именно на территории поселений. В современных условиях это сложнейшая задача, но без ее решения сельские поселения не смогут обеспечить адекватное ожиданиям населения, развитие своих территорий.  
Безусловно, что для успешного, а в перспективе и устойчивого развития экономической базы необходимо учитывать различные особенности каждого поселения, а также просчитать его социально-экономический потенциал. Работа эта достаточно сложная, и она должна начинаться с разработки так называемой бизнес-карты поселения (документа, раскрывающего и обосновывающего общий социально-экономический потенциал территории), которая поможет определить перспективы развития муниципального образования.
Учитывая, что российская модель местного самоуправления имеет двухуровневую структуру, в последующем все бизнес-карты поселений целесообразно свести воедино на уровне муниципального района для того, чтобы скоординировать работу по вертикали «поселение--район» с целью сопряжения усилий по поиску и привлечению внутренних и внешних инвесторов и определения ориентиров комплексного развития всей административной единицы. Принимая во внимание, что на федеральном уровне не торопятся кардинальным образом менять законодательство, направленное на решение вопросов финансовой обеспеченности поселений, поступательное развитие сельских территорий на современном этапе в большей мере сможет обеспечить лишь активная позиция местных администраций, помноженная на потенциал деловой предприимчивости местного населения.
Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить следующее: в современных законодательных условиях развитие экономической базы сельских поселений является хоть и сложной, но все же приоритетной задачей местных администраций. Кроме активного развития сельскохозяйственного направления экономики сельских поселений местным администрациям необходимо сосредоточить усилия на поиске и стимулировании новых форм и методов организации предпринимательской деятельности в не сельскохозяйственной сфере, системно вести работу по привлечению инвесторов и участию в различных целевых программах.

 

Комментарии 

 
0 # Vasya 26.06.2010 14:09
Умиляет творчество моего бывшего школьного физрука
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить