16 Октябрь 2018, Вторник

Сайт обновлен:16.10.2018 08:45:44 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Муниципальная реформа: к вопросу о роли населения

Муниципальная реформа: к вопросу о роли населения

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Как известно, местное самоуправление в Российской Федерации--это форма осуществления народом своей власти, то есть «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Итак, местное самоуправление напрямую увязано с гражданской активностью населения и эффективно может быть реализовано только в условиях высокого уровня самоорганизованности местного сообщества. Действующим законодательством определены формы для реализации населением своих прав на осуществление местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы,  правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, а также другие не запрещенные законодательством формы.
Возможностей непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения достаточно. Другое дело, какая позиция местного населения в деле использования этих возможностей.  Если быть до конца откровенным, то позицию граждан по принципиальным вопросам местного самоуправления  на современном этапе можно охарактеризовать как «общественное иждивенчество». На сегодняшний момент большинство граждан руководствуются принципом самоустраненности, решая задачи лишь личного характера, перепоручая решение общественных вопросов органам местного самоуправления и государству. Многие граждане вообще не знают, что изменились принципы организации власти на местах и у населения появилось (хотя бы юридически) больше возможностей влияния на условия проживания на своей территории.
Скептицизм населения, его традиционное недоверие и отчужденность по отношению к любым властям (в том числе и местным) привело к тому, что вместо активного взаимодействия с местной властью люди стараются дистанцироваться от нее, обращаясь к ней только в случае крайней необходимости. Равнодушие к общественным вопросам приводит к тому, что большинство людей ограничивают круг своей ответственности лишь границами своей квартиры, дома. Что происходит вокруг, граждане стараются не замечать. И вот на улицах  на улицах мы видим горы мусора, сломанные скамейки, расписанные подъезды...
Подлинное самоуправление начинается лишь тогда, когда граждане осознают свою ответственность не только  за свой дом, но и за ту территорию, где они проживают. В настоящее время этого, к сожалению, не происходит. Как я уже отмечал в  предыдущих статьях, реформа местного самоуправления на сегодняшний момент в большей мере характеризуется лишь адаптацией деятельности  местных администраций под действующее законодательство. Но ведь местное самоуправление--это не только вопрос о том, как реализовать нормы закона об основах местного самоуправления или как сделать то, что будет соответствовать имеющимся у нас представлениям о демократии. Местное самоуправление--это прежде всего вопрос о том, как должно быть организовано нормальное взаимодействие между разными субъектами (и прежде всего между органами МСУ и населением), действующими на определенной территории.  Целью этого взаимодействия является достижение высокого уровня условий проживания народа. Без активной позиции местного населения такое взаимодействие не будет продуктивным и качественным. Чтобы этого достичь, необходимо менять общественное восприятие происходящего вокруг. А это задача довольно сложная, так как  для этого потребуется коренное изменение сознания людей, заключающееся в трансформации понимания ответственности личности перед обществом.
Такие изменения нельзя внести каким либо нормативно-правовым актом, и они могут растянуться на многие десятилетия. Понятно, что это процесс эволюционный, но на него можно повлиять, если, скажем, базовые принципы самоорганизации и общественной ответственности людей прививать подрастающему поколению в семье, школе. Это должна быть системная работа, возведенная в ранг государственной политики. Только в этом случае мы сможем сформировать, хотя бы в перспективе, тот массив активных граждан, который станет фундаментом реального, а не формального местного самоуправления. 
Сейчас местное сообщество является только сторонним наблюдателем происходящего и крайне незначительно втянуто в процессы решения вопросов местного значения. До тех пор, пока это будет оставаться так, местное самоуправление как система правовых и законодательных отношений будет по-прежнему существовать, в первую очередь, в текстах законов, а не в реальных отношениях.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить