19 Апрель 2018, Четверг

Сайт обновлен:19.04.2018 14:05:44 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Учиться никогда не поздно

Учиться никогда не поздно

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Настольной книгой покупателей должен стать закон о защите прав потребителей

По инициативе местного отделения партии «Единая Россия» в конференц-зале редакции газеты «Победа» прошел круглый стол по защите прав потребителей. В обсуждении участвовали секретарь и руководитель местного политсовета местного отделения партии «Едина Россия» А.А.Тангаев и Т.Н.Якина, начальник отдела по вопросам торговли и общественного питания администрации муниципального района Бирский район РБ Л.П.Швецова, главный специалист-эксперт Бирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ Р.З.Гилязов, заведующая терапевтическим отделением поликлиники, врач-терапевт Н.А.Чухарева.
Обеспечить правовую защиту
А.А.Тангаев:
--На сегодня партия «Единая Россия» остается единственной политической силой, добившейся поддержки подавляющего большинства россиян. Конкретные дела—отличительная черта нашей деятельности. Проектный подход к решению проблем государства и общества—это взаимодействие исполнительной власти, бизнеса, общества. Цель реализации партийных проектов—улучшение качества жизни граждан, решение социально значимых задач и развитие инфраструктуры региона. Сегодня в Башкортостане успешно реализуется 22 федеральных и два региональных партийных проекта. Один из них--«Сеть правовой защиты потребителей». Давайте поговорим о том, как на нашей территории соблюдаются права потребителей.

Л.П.Швецова:
--Защита прав потребителей возложена на отдел по вопросам торговли и общественного питания. Наша задача—помочь потребителям решить возникшие конфликты, восстановить их нарушенные  права. За полугодие к нам обратились 120 человек.  Консультируем жителей и по телефону. Было составлено 50 претензионных письма, в том числе три исковых заявления в суд. Большая часть жалоб-- по торговле сотовыми телефонами. К примеру, женщина купила телефон, дома обнаружила, что уплатила она за покупку больше, чем было указано на ценнике. Мы помогли ей составить претензионное письмо. Вопрос решился положительно. Покупательнице вернули разницу в оплате.
Корр.:
--Людмила Павловна, вы могли бы назвать характерные нарушения законодательства?
--Если соотнести их к закону «О защите прав потребителей», то не выполняются требования статьи 18. В частности, предприниматели отказываются принимать товар ненадлежащего качества, проводить его экспертизу, заменяя ее ремонтом.  Когда принимают некачественный товар, то не описывают его состояние. По этой причине возникают недоразумения (покупателей обвиняют в недоказуемых фактах: телефон был подмочен, корпус—поцарапан и так далее).
--Если нет кассового или товарного чека, это является основанием для отказа покупателю в удовлетворении его требований?
--Нет, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и, в случае необходимости, провести проверку качества. Если говорить о качестве услуг, то много нареканий на  установку окон ПВХ.  Договора, как правило, составлены юридически неграмотно, не в интересах покупателей, чаще всего там нет ни слова о гарантии качества. Этот факт вызывает сомнение о солидности предприятия. Поэтому настоятельно рекомендую внимательно вчитываться в договора.
А.А.Тангаев:
--Когда потребитель заключает с предпринимателем договор на оказание услуги, то при возникновении спора есть возможность ему помочь. Но часто небольшие предприятия на этом экономят деньги, стараются работать без  договоров. Могут ли покупатели, в случае конфликтных ситуаций, что-то им предъявить?
--Там, где вопрос касается денег, наличие договора обязательно. Если рассчитываетесь за услугу, непременно требуйте товарный чек, платежные квитанции. Нельзя денежные отношения строить только на доверии.
--Как часто в СМИ ваш отдел предоставляет такую информацию?
--В целом наш отдел тесно работает с редакцией газеты. Мы оперативно реагируем на ее просьбы. Что касается публикаций, то хотелось, чтобы их было больше. Совместно с  «Победой» проводим «Прямые линии». Правда, в текущем году  их еще было. Такую  форму общения жители принимают с интересом, и мы ее продолжим.
--К производителям и изготовителям какой продукции чаще предъявляют претензии?
--Такого анализа мы не делаем. Бывают жалобы и на уфимскую продукцию, и на продукцию местных производителей. Но местные производители все же держат марку, осознают, что идет борьба за рынок и с некачественной продукцией на нем не удержаться. По большому счету, она надлежащего качества. Предпочтение ей отдают не только бирские покупатели, но и жители других городов республики.
Информацию о защите прав потребителей можно найти и на Интернет портале (www.zpprb.ru), созданном Правительством Республики Башкортостан.
Правовой нигилизм надо ликвидировать со школы
А.А.Тангаев:
--Хотелось бы услышать, как отдел Роспотребнадзора защищает права  покупателей?
Р.З.Гилязов:
--Мы благодарны сотрудникам отдела торговли за то, что они возложили на себя, в общем-то, не свойственные им функции. Это разгружает наш отдел. Широкие массы населения  в первую очередь обращаются за помощью в общественные организации, которые могут решить их проблемы без судебных инстанций. Мы тоже, работая с заявлениями, стараемся разрешить их, так сказать, мирным путем, опираясь на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Следующая стадия—судебный процесс.
Когда я начинаю заниматься вопросом защиты прав, всегда интересуюсь, какое у человека образование. Как правило, среднее, среднее специальное, высшее. Но встречаешься с таким правовым нигилизмом, просто диву даешься. Пора в объемах средней школы проводить уроки правовой грамотности, формировать у учеников знания на уровне защиты своих прав. Разбираясь в технике, компьютерах, они совершенно не знают закон. Поэтому, на мой взгляд, защита прав потребителей должна начинаться с правового обучения детей. Второе, не менее значимое условие,--плановые проверки, выполняющие роль сдерживающего фактора. Это своего рода профилактика по недопущению нарушений прав потребителей. При защите прав потребителей необходимо использовать и внеплановые проверки, не требующие согласования с прокурором.
Корр.:
--Вполне согласна с тем, что некоторые продавцы, предприниматели пользуются нашей юридической неграмотностью и однобоко применяют закон. Но и надеяться на то, что покупатели в полной мере освоят его, тоже нереально.
--В этом нет и необходимости. Необходимо владеть элементарными знаниями. Достаточно изучить статью 18 Закона  РФ «О защите прав потребителей». В ней подробнейшим образом разъяснены права потребителей при продаже ему некачественного товара. Мы уже говорили о том, что продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и при необходимости провести проверку качества. При споре о причинах возникновения недостатков товара продавец, предприниматель обязаны провести его экспертизу, которую проводит экспертное учреждение, имеющее  государственную лицензию. В этой статье разъясняется, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя). Это требование зачастую нарушают предприятия, занимающиеся ремонтом сложной бытовой техники.
Настоятельно рекомендую покупателям изучить Постановление Правительства РФ №55 о правилах продажи отдельных видов товаров. Найти его в Интернете—не проблема.  В нем отмечено, что продавец при покупке обязан выдать покупателю товарный чек. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет штраф на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей, на юридических лиц—от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 14.15КоОАП РФ, ред.).
Поднимали вопрос о кассовых и товарных чеках. Так вот, отсутствие их не является поводом для отказа принять товар, так как закон разрешает принимать во внимание свидетельские показания.
--Ралиф Загитович, иногда продавец отказывается принять претензионное письмо, выполняя, по-видимому, указание предпринимателя. Как быть?
--Настоять на своем. Продавец должен  не только принять претензионное письмо, но и полностью в нем расписаться (а не ставить росчерк), поставить дату и штамп. Если все-таки письмо не принимают, то найдите  в уголке покупателя юридический адрес (эту информацию предприниматели обязаны предоставлять) и отправьте его заказным письмом с уведомлением. Еще раз подчеркиваю: права потребителей защищает закон, изучайте его и отстаивайте свою правоту.
А.А.Тангаев:
--Среди прав потребителей-- и право на дополнительное лекарственное обеспечение. Как оно реализуется на нашей территории?
Н.А.Чухарева:
--В городе и районе 5069 человек, имеющих право на социальный пакет,  из них  1384 имеют право на дополнительное лекарственное обеспечение. Воспользовались им 808 человек. Выписано 5653 рецепта, все их обладатели получили лекарства. Средняя стоимость одного рецепта 711 рублей 39 копеек. Если есть показания к выписке большего количества препаратов, то врач может увеличить  эту сумму.
Корр.:
--Несмотря на такую, казалось бы, необходимую помощь, большая часть нуждающихся в дополнительном лекарственном обеспечении от него отказываются. На ваш взгляд, почему?
--Причины разные, одна из них—больным трудно ходить.
А.А.Тангаев:
--Где можно ознакомиться с перечнем лекарственных препаратов, выписываемых по программе дополнительного лекарственного обеспечения?
Н.А.Чухарева:
--У лечащего врача. К тому же, его обязаны предоставлять в аптеках.
Как отметил А.А.Тангаев, подводя итог разговору, был затронут широкий круг актуальных вопросов. Необходимо продолжать эту работу, помогать людям ориентироваться в правовом поле, защищая свои права.
Фото О.Тимофеевой.




Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить