17 Октябрь 2018, Среда

Сайт обновлен:16.10.2018 08:45:44 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Отчего хромает гражданская инициатива?

Отчего хромает гражданская инициатива?

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Возвращаясь к теме общественной активности граждан, хотелось бы заострить особое внимание на причинах «ухода» россиян в личную жизнь, отвлечения и отказа от других социальных связей и сосредоточения интереса исключительно на непосредственном окружении, прежде всего, на семье. Современная идеология местного самоуправления сложилась, как известно, в основном в результате муниципальных реформ, осуществленных в странах с более длительными, чем в России, демократическими традициями. Для применения к отечественным реалиям данная идеология нуждается в серьезной трансформации с непременным учетом того весомого наследия, которое осталось от прошлой эпохи, с ее отчуждением личности от основных социальных институтов, собственности и власти. Однако по ходу реализации муниципальной реформы выясняется, что государство совсем не торопиться корректировать свои подходы к местному самоуправлению. Например, оно (государство) де-юре провозглашая приоритет общественной инициативы граждан, де-факто, по-прежнему рассматривает население скорее как объект регулирования, управления, а вовсе не как субъект способный к самоорганизации. Соответственно инициатива граждан  на современном этапе пока не рассматривается как определенная сила, способная оказывать серьезное влияние на процессы, происходящие в обществе. Все это происходит на фоне развития в нашей стране рыночных отношений, которые наряду с позитивными явлениями привели к тому, что значительная часть населения стала малообеспеченной и, фактически, вынуждена сконцентрировать основные усилия на физическом выживании, ввиду чего вопросы самоуправления, самоорганизации оказались «задвинуты на задворки» общественного сознания. В таких условиях идеи общности населения, совместного решения вопросов, сопряжения усилий для достижения общественно значимых целей не вызывают у людей какого-либо энтузиазма и тем более не приводят к заметным практическим результатам.  Следовательно, местное самоуправление в той форме, которая реализуется   (а, как известно, в нашей стране местное самоуправление фактически навязано государством) может более или менее эффективно функционировать, отталкиваясь в первую очередь от экономических приоритетов. «Чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию»--отметил  Президент РФ Д.А. Медведев, выступая на Международном политическом форуме в Ярославле. Из данного высказывания следует, что руководство нашей страны публично признает, что поддерживая рост благосостояния населения, государство укрепляет его доверие к демократическим институтам, в том числе и к местному  самоуправлению. Однако рост благосостояния граждан напрямую увязан с уровнем развития экономики государства. То есть в стране, прежде всего, должна сложиться позитивная социально-экономическая ситуация, которая позволит сформировать серьезный пласт  самодостаточных граждан (средний класс). Только люди, более или менее уверенные в своей экономической (социальной) защищенности, способны, как правило, обращать внимание на общественные проблемы и принимать активное участие в их решении. Признавая критерий благосостояния граждан определяющим для формирования позитивного восприятия населением местного самоуправления, нельзя забывать об общественном сознании, которое, на сегодняшний момент, является скорее «тормозящим» фактором на пути муниципальной реформы. Как известно, сверхцентрализация социального устройства была отличительной чертой нашего государства на протяжении многих веков, и это, безусловно, отпечаталось и в общественном сознании. Патернализм государства в сочетании с социальным инфантилизмом граждан были одной из основных характеристик советского периода, и с этим наследием население расстается весьма медленно и неохотно. Связей, помимо семейных, дружеских и трудовых у советского человека практически не было. Наши граждане как в прошлом, так и в настоящем привыкли ощущать себя, прежде всего, частью трудовых коллективов, но  ни частью местного сообщества. А ведь, как известно, местное самоуправление может эффективно реализовываться, прежде всего, опираясь на самоорганизацию граждан по месту жительства. Однако социальные связи по месту жительства на сегодняшний момент представляются скорее исключением в практике нашей жизни. Если в сельской местности такие связи все-таки имеют какое-то место, то в городах (особенно крупных) люди могут не знать даже своих соседей по лестничной площадке. Как следствие, граждане очень слабо идентифицируют себя с местным сообществом.  Все это приводит к негативному восприятию населением попыток объединения граждан по месту жительства, например, в рамках территориального общественного самоуправления (ТОС) или же товариществ собственников жилья (ТСЖ). 
Реалии сегодняшнего дня явно свидетельствует о том, что реформа местного самоуправления нуждается в серьезной модернизации и не только в правовом, экономическом аспектах. Серьезной трансформации необходимо прежде всего подвергнуть общественное сознание, а это, наверное, самая трудная задача муниципальной реформы. Конечно, данная установка может и скорее всего будет реализовываться на протяжении жизни нескольких поколений граждан, но вводную--на корректировку общественного сознания необходимо давать уже сейчас.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить