19 Сентябрь 2018, Среда

Сайт обновлен:18.09.2018 14:27:22 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Чтобы социалка догнала экономику

Чтобы социалка догнала экономику

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вопросы социально-экономического развития территорий в условиях местного самоуправления по-прежнему не снижают свою остроту, остаются актуальными и, по всей видимости, не потеряют свою злободневность в длительной временной перспективе.

На современном этапе в условиях разрастания конкурентной борьбы между территориями идеологию дальнейшего развития муниципальных образований можно условно охарактеризовать как «каждый сам за себя». В таких условиях муниципалитетам просто необходимо мобилизовывать и раскрывать свои внутренние ресурсы и потенциал, чтобы хоть как-то соответствовать современным вызовам времени.
Анализируя развитие Бирска за последние десятилетия можно констатировать, что он в настоящее время при сжатии (сокращении) экономического потенциала (в сравнении с советским периодом) испытывает социальное расширение. В настоящее время есть все основания считать, что наш город является «точкой роста», то есть становиться достаточно привлекательным для проживания. Такой небольшой пример. Федеральная служба государственной статистики по РБ дает следующие данные: в 2009 году в г. Бирск  миграционный прирост населения составил 230 человек при естественной убыли 10 человек, в 2010 году--631 и минус 2, а за первое полугодие текущего года 231 и минус 7. То есть в настоящее время демографическая обстановка у нас улучшается, прежде всего, за счет миграционных процессов. Что в принципе это нам дает? Во первых, это дает существенный миграционный прирост населения и соответственно повышает социальную нагрузку на бюджет. Растущему населению требуется работа, социальное обслуживание, жилье. Если в определенной мере вопросы трудоустройства в какой-то мере компенсируются тем, что часть жителей находит работу вахтовым методом за пределами нашего города, то социальное обеспечение их самих и семей  (здравоохранение, дошкольное и школьное образование и т.д) должно обеспечиваться по месту жительства, и никак иначе.
Во вторых, привлекательность Бирска для проживания и связанные с этим миграционные процессы стимулируют в том числе активное жилищное строительство, которое преимущественно ведется в форме индивидуальной застройки. Разрастание города в пространстве в значительной мере удлиняет коммуникационные сети, что ведет к появлению проблем в их строительстве и, в перспективе, к удорожанию их содержания, росту эксплуатационных расходов. Рост микрорайонов индивидуальной застройки потребует создания в них коммунальной социальной и транспортной инфраструктуры, что также ляжет серьезной нагрузкой на местный бюджет. Даже в условиях, если коммунальные сети возьмут на обслуживание частные компании, в случае возникновения каких либо форс-мажорных обстоятельств проблемы будут решаться за счет местного бюджета.
Таким образом возникают и начинают расширятся социально-экономические диспропорции, когда уровень развития экономики муниципального района не успевает обеспечивать растущие социальные обязательства. В настоящее время социальная инфраструктура города, к сожалению, не способна создавать населению максимально комфортные условия существования, что неизбежно влечет рост социальной напряженности. Социальная инфраструктура очень затратная и по строительству, и по дальнейшей эксплуатации. Как правило, частные инвестиции не идут в данную сферу по причине отсутствия прибыли. Механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере, столь популярные и эффективные за рубежом, у нас пока не срабатывают по ряду причин, в том числе и из-за неотработанности правой базы. Следовательно, все бремя этой важнейшей сферы ложится на местный бюджет. Достаточно даже беглого взгляда на бюджет нашего муниципального района, и сразу становится понятным, что помимо дотационности он еще и не столь внушителен, чтобы можно было рассчитывать на строительство хотя бы одного социального объекта на собственные средства. И это особенность не только нашего бюджета, это обычное состояние местной казны большинства  муниципалитетов, спровоцированное законодательством о местном самоуправлении. Следовательно, строительство социальных объектов возможно только при условии привлечения на территорию внешних финансовых средств, причем, как правило, бюджетных. Более того, хотелось бы отметить, что в ближайшее время уровень социально-экономического развития большинства муниципальных образований будет во многом будет зависеть от республиканского бюджета--таково законодательство и таковы объективные возможности особенно некрупных районов и поселений. При этом, конечно, нужно отметить, что в настоящее время это общемировая практика. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то и там увидим, что даже в условиях высокого уровня собственных доходов муниципалитеты используют правительственные гранты как механизм решения отдельных социально-экономических задач. Таковы жесткие условия рыночной экономики. Если бизнес может в какой-то мере обеспечить нам промышленное, жилищное строительство, торговлю, транспорт, то массовая социальная сфера, наверное, еще достаточно длительное время не будет объектом внимания частного инвестора.
Не секрет, что до недавнего времени Бирск обходили финансовые потоки, инвестируемые республиканским бюджетом в форме капитальных вложений в социальную инфраструктуру муниципальных образований. Возможности лоббирования и защиты интересов муниципального района на республиканском уровне  в недалеком прошлом, к сожалению, были снижены.  Все это происходило на фоне опережающего демографического роста в нашем городе и вызвало эффект запаздывания развития коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры относительно увеличения количества населения.
В настоящее время в связи с рядом событий финансовые шлюзы республиканского бюджета стали приоткрываться и в сторону нашего города. На Бирске начало фокусироваться внимание республиканских властей, в том числе и высшего руководства. Наметился значительный позитив во взаимодействии муниципальный район--республика. В социальную и коммунальную сферу уже начали вливаться достаточно ощутимые потоки средств из бюджета республики. Все это дает надежду на то, что социальная инфраструктура города в значительной мере будет подтягиваться к требованиям горожан, что  повысит общий комфорт жизни населения.
Могут ли измениться те положительные тренды, которые начали вырисовывать  новую конфигурацию социально-экономического образа города? Наверное, могут. Ведь, как известно, Бирск--не отдельная независимая структура, а составная часть общей социально-экономической системы республики, страны со множеством видимых и невидимых связей. В этом контексте отдельные изменения, происходящие в политике, законодательно-правовой сфере, макроэкономике, социальной среде  могут напрямую транслироваться на наш город, снижая его потенциал. Можем ли мы в какой-то мере противостоять угрозам снижения позитивных тенденций, намечающихся в настоящее время? Наверное, можем, если подойдем к этому вопросу вдумчиво и ответственно, взвесив все за и против, без излишних эмоций проанализировав прошлое и адекватно оценив будущие возможности и перспективы.
















 

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить