20 Февраль 2018, Вторник

Сайт обновлен:20.02.2018 13:52:59 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Есть огромные планы, есть потенциал — будем двигаться вперед

Есть огромные планы, есть потенциал — будем двигаться вперед

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Отчет главы администрации муниципального района Бирский район РБ Н.А.Хорошилова по итогам работы за 2012 год



Год назад на расширенном заседании Совета муниципального района по отчету администрации мы опробовали новый формат его проведения, связанный с приглашением максимально возможного количества лиц, причастных к реализации тех задач, которые мы ставили перед собой годом ранее. Такую форму, считаю, можно признать однозначно правильной. По крайней мере, уже можно говорить о положительной динамике в росте информированности населения, всех нас о происходящих событиях в рамках муниципального района, а в этой связи, в свою очередь, о понимании проблем и задач, стоящих перед нами в новом году, что очень важно, так как решать их предстоит нам совместно.

О бюджете и участии в программах
Считаю также правильным в ходе озвучивания видения задач ориентироваться на ежегодное Послание к Госсобранию—Курултаю, с которым обратился Президент республики Р.З.Хамитов в конце прошедшего года. В нем содержатся как ориентиры для действий на ближайшую перспективу, так и критерии, по которым эти действия должны оцениваться. И в связи с этим мне кажется очень важным обратить внимание на слова Президента о том, что «финансовая зависимость муниципалитетов от государства— это признак незавершенности реформы местного самоуправления». Несколько перефразируя этот тезис, все-таки назвал бы эту зависимость не столько нашей виной, сколько бедой, причем бедой федерального масштаба.

Сегодня бюджет муниципального района Бирский район является дотационным более чем на 60 процентов (не самый, кстати, худший показатель по республике). Хотя 7-8 лет назад это соотношение было близко к 50 процентам. Мы стали работать хуже? Нет. Дело в том, что и сегодня продолжает оставаться диспропорция между полномочиями, переданными органам местного самоуправления, и их бюджетным наполнением, в свою очередь определяемым налоговым законодательством, Бюджетным кодексом и огромным перечнем сопутствующих им документов. Считаю бессмысленным обсуждать, по крайней мере, на нашем уровне макроэкономические и законодательные проблемы. Жить надо сегодня, и пути решения проблем всё равно есть.

Во-первых, это рост собственных доходов муниципального бюджета. В прошедшем году он составил 119 процентов. Это неплохой результат, но никакой рост собственных доходов, по крайней мере, в обозримой перспективе не позволит нам решить тот комплекс задач, который мы сегодня перед собой ставим. Это реальность. Поэтому на текущий год, как и годом ранее, мы в качестве приоритетной ставим перед собой задачу максимального вхождения в программы, связанные с социально-экономическим развитием, действующие на территории республики за счет бюджетов всех уровней. Всего таких программ несколько десятков. Обозначу только некоторые из них, наиболее социально значимые и бюджетоемкие. Это Адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов, «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Работа ЖКХ в зимних условиях и подготовка к зиме», «Модернизация систем наружного освещения», федеральная целевая программа «Жилище», приоритетный национальный проект «Образование», «Модернизация здравоохранения», «Развитие автомобильных дорог в РБ», «Социальное развитие села», «Поддержка сельскохозяйственного производства» и другие.

Даже простой, далеко не полный их перечень занимает время. Мы же являемся их участниками. Финансирование программ осуществляется на основе межбюджетных трансфертов. В отчетном году их объем составил 374 миллиона рублей. Это очень большие деньги. В 2011 году, который в этом отношении мы также считаем успешным, объем этих средств составлял 184 миллиона рублей. То есть рост безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов более чем в 2 раза. Остановлюсь на ряде из них.

О модернизации коммунальной инфраструктуры
Успешно прошел год в части нашего участия в Адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. Объем освоенных средств только по программе составил 23 миллиона рублей, а это 7 капитально отремонтированных домов. Напомню: мы являемся участниками этой программы с самого начала её реализации, и за период 2009-2012 годов она принесла нам более 120 миллионов рублей. По Фонду содействия реформе ЖКХ, по линии которого осуществляется это финансирование, перед нами в нынешнем году стоит новая для нас и гораздо более серьезная задача. Речь идет о переселении из аварийного и ветхого жилья. Нам необходимо, во-первых, стать участниками этой программы (что не очень просто), а во-вторых (что еще сложнее), обеспечить наличие достаточного количества первичного жилищного фонда. А это подразумевает дополнительный ввод в эксплуатацию порядка трех тысяч квадратных метров жилья. Это непросто и невозможно без подкрепления соответствующими строительными мощностями, земельными участками, оборотными финансовыми средствами и так далее. Но мы такую задачу перед собой ставим.

По модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Мы знаем, что процесс старения основных фондов обязывает нас обеспечить не менее чем 5-процентную ежегодную их замену (имеются в виду инженерные сети). В 2012 году мы обеспечили, как и в предыдущем, соблюдение данного норматива по всем видам инженерных сетей. Особенно большой объем работ удалось провести по строительству новых водопроводных сетей (благодаря поддержке республиканского Правительства). Всего построено 15 километров. Это в полтора раза больше, чем в 2011 году (в 2008-2010 годах эти объемы составляли всего 5 и 8 километров соответственно). Это хорошая динамика.

Подводя итоги года, можно говорить о завершении, в основном, работ, связанных с модернизацией систем наружного освещения. В результате 37 км проводов заменено на самонесущие изолированные, построено 4,5 километра новых сетей, установлено более 1000 новых светильников. И сегодня с полным основанием можно заявить, что Бирск является в республике лидером по уровню развития уличного освещения.

О системе образования
По оптимизации и модернизации системы образования. Говоря об этом направлении нашей работы, мы почему-то чаще всего акцентируем внимание только на не очень популярных мерах, связанных с уменьшением доли так называемых неэффективных расходов. И об этом все достаточно проинформированы. Но есть и другая сторона, которая, между прочим, является следствием в том числе и оптимизационных мероприятий. Так, среднемесячная зарплата учителей выросла с 15 тысяч рублей до 22600 рублей (рост 34 процента), воспитателей детских садов с 11200 рублей до 17 тысяч рублей (рост 35 процентов). Конечно, это тоже мало, но в какой еще отрасли произошел рост зарплаты на 34 процента? И она вырастет и в текущем году. Каждый учитель начального звена получил в пользование ноутбук (всего у нас их получено 290 штук), приобретено два новых компьютерных класса, четыре школы получили новые автобусы. Только капитальный ремонт проведен в 21 образовательном учреждении. Такого не было никогда. Всего в прошедшем году на все виды ремонтов, укрепление материальной базы направлено более 40 миллионов рублей. Для сравнения: в предыдущие годы финансирование на эти цели составляло 5-7 миллионов рублей. Я уже не говорю о том, что в самые ближайшие дни (!) дошкольники получат детский сад на 220 мест, в Пономаревке откроются три дошкольные группы на 60 мест.

Более того, сегодня на стадии рассмотрения в Правительстве находится решение о проведении в 2013 году республиканского государственного совета по образованию (августовская конференция). Главный кандидат на место проведения—муниципальный район Бирский район. А проведение госсовета—это не только факт признания определенных достижений в данной области на конкретной территории, но и приход серьезных денежных средств в эту сферу.

О здравоохранении
В прошедшем году продолжилось участие системы районного здравоохранения в соответствующей программе модернизации. Два новых обстоятельства сопутствуют этому. Во-первых, Бирская ЦРБ сегодня не муниципальное, а государственное учреждение. Во-вторых, сегодня она имеет статус межмуниципального медицинского центра. Что нам это дало? Получено огромное количество различного оборудования. Всего на 63 миллиона рублей. Проведен капитальный ремонт на сумму 11,1 миллиона рублей. Нет смысла сравнивать эти цифры с предыдущими годами, они просто несопоставимы. Шаг вперед огромный, это просто новое качество. Думаю, что нынешний год будет не менее значителен. Тем более, что не всё из задуманного удалось осуществить. В частности, начать строительство новых объектов. Здесь продемонстрировали свою несостоятельность проектные организации (победители соответствующих аукционов), которые не смогли получить положительные заключения госэкспертизы. И в этом году нам предстоит начинать всё сначала. Обидно. Защитники Федерального закона №94 любят подсчитывать экономию, которую он дает при проведении конкурсных процедур, но никто еще не подсчитал, что мы теряем в результате его применения в виде качества проводимых работ, упущенных возможностей. Это как раз такой случай.

И еще одна проблема, мимо которой нам не пройти,—это кадровое обеспечение Бирской ЦРБ, которое, в свою очередь, напрямую связано в обеспечением жильем. Не всё нас, наверное, устраивает в качестве медицинского обслуживания, но будем справедливы: укомплектованность врачами сегодня у нас составляет 65 процентов (!). Из работающих более 30 являются пенсионерами, а четверо даже старше 75 лет. И нет возможности изменения ситуации без кардинального решения жилищного вопроса для приглашаемых специалистов. Нам необходимо, причем в самое ближайшее время, найти приемлемую схему обеспечения их жильем. Это не менее важно, чем, скажем, переселение из аварийного жилья. И мы эту возможность обязательно найдем.

О сельском хозяйстве
Заканчивая этот достаточно краткий обзор результатов нашего участия в программах, остановлюсь еще на одном достаточно бюджетоемком направлении—сельскохозяйственном. Здесь тоже есть неплохой задел, вернее, продолжение начатой в предыдущие годы работы. В этой связи хотелось бы отметить работу управления сельского хозяйства, прежде всего, по вхождению в программу по модернизации МТФ— так называемая программа «500 ферм». Ее участником стало ООО «Толпар» (Бекмурзино). Была проведена реконструкция животноводческих помещений, закуплено самое современное оборудование. Общий объем инвестиций составил более 38 миллионов рублей. На 2013 год запланировано участие еще одного хозяйства—ООО «Шелкановское». Здесь объем инвестиций предполагается до 60 миллионов рублей. По программе развития семейных ферм по итогам года мы имеем троих участников. В прошедшем году появилась новая программа, связанная с поддержкой начинающих фермеров. Благодаря усилиям, прежде всего, управления сельского хозяйства, есть участник и от нашего района. Здесь размер господдержки составил 1,5 миллиона рублей. Согласитесь, неплохая поддержка для развития семейного бизнеса. Помимо участия в вышеобозначенных программах, общая сумма господдержки сельхозтоваропроизводителей составила почти 44 миллиона рублей. В предыдущем году, и мы считаем, что это неплохо, она составляла 18 миллионов рублей, то есть рост в 2,5 раза.

Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что за привлечением на территорию средств вышестоящих бюджетов вопросам роста собственных доходов уделяется второстепенное значение. Это далеко не так. Во-первых, без положительной динамики здесь нас просто не поймут распорядители госсредств (это очевидно). И во-вторых, любая господдержка подразумевает (в законодательном порядке) софинансирование из местного бюджета. Размер софинансирования колеблется, как правило, от 30 до 70 процентов. А источником оплаты проектно-сметной документации однозначно могут быть только средства местного бюджета (а это тоже очень значительные суммы). И эти средства мы должны заработать сами. Каковы же источники? Источник один—результат работы предприятий, зарегистрированных на территории муниципального района.

По итогам работы за отчетный год на территории муниципального района Бирский район отгружено продукции собственного производства на сумму почти 3 миллиарда 100 миллионов рублей. Это на 21,5 процента больше, чем в 2011 году (по РБ, кстати, этот рост составил 7,5 процента, по РФ—8 процентов). Выглядим неплохо. По сельскому хозяйству мы имеем не такой большой, но стабильный прирост. Валовой продукт здесь составил 1,3 миллиарда рублей с ростом 8 процентов. Произошел рост за счет, прежде всего, выросшей продуктивности скота в сельскохозяйственных предприятиях. Реализация молока и мяса выросли соответственно на 7 и 9 процентов. Более чем удачным можно считать год в части приобретения сельхозтехники. Это уже как следствие неплохих экономических показателей. За год хозяйствами района приобретено всех видов техники на 60 миллионов рублей. При этом им на эти цели была оказана господдержка на 11 миллионов рублей.

О строительстве жилья
Мы по-прежнему, вот уже на протяжении ряда лет, продолжаем оставаться в группе лидеров по показателю ввода жилья на 1000 человек населения. В отчетном году построено 40730 квадратных метров жилья, 655 квадратных метров на 1000 человек (по РБ—менее 570 кв.м). 40 тысяч квадратных метров—много это или мало? Для сравнения объем жилищного строительства по некоторым муниципальным образованиям РБ: Благовещенск—22 тысячи квадратных метров, Дюртюли—31, Белорецк—30, Кумертау—14, Салават—35, Ишимбай, численность населения которого более чем в 2 раза больше, чем у нас,—45 тысяч квадратных метров. Как говорится, все познается в сравнении.

К сожалению, при всех этих вроде бы неплохих цифрах, нельзя считать нашу работу в этой сфере достаточной. Так обеспеченность жильем продолжает оставаться достаточно низкой—20,1 квадратного метра. Это, в свою очередь, следствие положительной демографической тенденции. В прошедшем году население муниципального района увеличилось на 115 человек. Хотя и не рекорд, конечно. В последние годы был рост и больше. Тенденция, безусловно положительная, но ко многому обязывающая в части развития социальной сферы, в том числе жилищного строительства. К сведению: Бирск продолжает оставаться одним из немногих муниципальных образований РБ и единственным малым городом в РБ, где население растет.

В отчетном году структура жилищного строительства получила некоторое новое качество, а именно: введен в эксплуатацию первый (30-квартирный) так называемый социальный дом, предназначенный для участников программ социальной поддержки, то есть граждан, получивших субсидии, сертификаты, льготные займы и так далее. Смысл социального дома—дать возможность приобретения первичного (то есть нового) качественного жилья по ценам от застройщика (практически по себестоимости). До сих пор практически 100 процентов этих средств уходило на вторичный рынок жилья. Опыт можно считать удавшимся, и мы планируем в этом году строительство не менее одного такого дома. С учетом к тому же наших планов, связанных с участием в программе переселения из аварийного жилья, вопрос наличия квартир на первичном рынке жилья для нас становится актуальным, как никогда, и ставит очень серьезные задачи перед строительной отраслью.

О государственно-частном партнерстве
Считаю достойным выделение в отдельную тему вопрос привлечения внебюджетных источников, в том числе частных инвестиций в развитие социальной сферы, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

В настоящее время в городе идет строительство кинотеатра. Очень серьезный объект стоимостью 60 миллионов рублей. Таких кинотеатров не много в республике. В основе реализации проекта государственно-частное партнерство, где объединились ресурсы частной компании «Бирь» и господдержка, оказанная через ОАО «Башспирт». Сдача объекта—III квартал 2013 года.

Значительный объем строительных и ремонтных работ в этом году предстоит на территории исторического центра города. В прошедшем году они уже были начаты (проведена реконструкция здания бывшего уездного казначейства с каланчой).
Но основные работы предстоят в текущем году. За счет привлечения внебюджетных источников финансирования будет проведена реконструкция дома купца Иванова (там, где был так называемый старый ресторан, будет снова ресторан. Есть поручение Президента РБ сделать ресторан европейского уровня), построено «с нуля» здание музея и выполнен основной объем работ по восстановлению Троицкого собора. При этом основная финансовая нагрузка по вышеперечисленным объектам приходится на ОАО «Башспирт», руководство которого, в том числе Совет директоров, с большим пониманием подходит к нашим проблемам, за что им огромное спасибо. (Вообще, для понимания того, что делает для нашей территории это объединение сообщаю, что общий объем финансирования бирских объектов со стороны ОАО «Башспирт» в 2013 году составит около 240 миллионов рублей).

О брендировании территории
Текущий год для нас особый. Это год 350-летия Бирска. И проходить этот праздник будет под эгидой фестиваля «Бир-ское яблоко». Опыт двух предыдущих лет его проведения подтвердил правильность курса на брендирование территории. Мы предполагали, а практика подтвердила, что бренд территории, а следовательно и её репутация—это важнейший нематериальный актив. Такой же, как земля, инфраструктура, рабочая сила. И если имидж выигрышный, то он начинает приносить вполне реальные деньги. Именно это у нас сегодня и происходит. И наоборот, нет сомнений, что негативный имидж отпугивает инвесторов и, что хуже всего, меняет отношение самих жителей к своей территории, вплоть до развития «чемоданных» настроений. Со всей ответственностью могу заявить, что идущие сегодня процессы по брендированию города под эгидой «Бирского яблока» меняют отношение жителей к нему. Мы начинаем им дорожить, к нам охотнее приходят инвесторы. При этом приходят как бизнес-инвесторы, так и бюджетные. Те государственные капвложения, которые приходят к нам сегодня на развитие социальной инфраструктуры,— это тоже инвестиции.

Самым весомым подтверждением связи между фактом привлекательности территории и приходом инвестиций сегодня, без сомнения, является принятие теперь уже целого комплекса решений (в том числе на правительственном уровне) по строительству завода по глубокой переработке пшеницы. Проект продвигается непросто. Честно говоря, год назад мы предполагали, что сегодня будем находиться на более высокой ступени его реализации. Но уж очень велик объем необходимых финансов (только первая очередь завода, которая начнет работу в этом году, стоит более 300 миллионов рублей), очень сложен проект технологически. Есть и конкуренты в лице других муниципальных образований республики. Не всем нравится, что площадка под завод выбрана именно в Бирске и так далее. И здесь нам очень помогают те наработки, которые были достигнуты годом-двумя ранее при реализации проекта реконструкции теплосетей. Думаю, что не ирония судьбы, не простое совпадение в том, что генеральным партнером по строительству завода (по крайней мере, первой его очереди) являются именно чешские компании и Чешский экспортный банк. Это закономерно.

Более того, тема находится в постоянном развитии. В частности, в Министерстве экономики РФ сегодня рассматривается вопрос о создании на базе предприятия «Био-Бирск» технологического кластера межрегионального значения. Это означает, в первую очередь, перспективу строительства на нашей промплощадке еще нескольких предприятий, использующих в качестве сырья базовый продукт, предполагаемый к производству на «Био-Бирск».

Напомню, что первые основополагающие решения, связанные в этим строительством, принимались в ходе круглых столов, бизнес-встреч в рамках именно фестиваля «Бирское яблоко» с участием Президента РБ. Вот пример трансформации нематериального актива в виде бренда территории во вполне конкретный производственный проект. В результате реализации мы получим порядка 300 рабочих мест. Это даже без учета перспективы создания биотехнологического кластера.

О трудовых ресурсах
Сегодня мы имеем 277 зарегистрированных безработных, что соответствует уровню безработицы 0,86 процента. На фоне республики неплохой показатель, по которому мы находимся в первой пятерке муниципальных образований с минимальным уровнем безработицы. Однако, это далеко не повод для успокоения. Во-первых, на текущий год есть предпосылки по высвобождению работников в ряде организаций. Во-вторых, и это другая сторона проблемы, не секрет, что реальная потребность в рабочей силе (всех уровней квалификации) просто огромна. Не могу назвать официальной цифры (реальная статистика здесь просто отсутствует), но по некоторым наблюдениям на территориях сельских поселений, на предприятиях города, в том числе в субъектах малого предпринимательства реальная суммарная потребность в работниках составляет не менее двух тысяч человек. При этом необходимо принять во внимание то, что в прошедшем году у нас сдано более 200 новых рабочих мест. Если к этому добавить те потенциальные рабочие места, которые будут созданы в результате реализации инвестиционных проектов, то положение выглядит просто удручающим.

Простой пример. Мы сегодня довольно много строим, в том числе силами иногородних подрядчиков. Речь идет, без преувеличения, о сотнях рабочих мест только строительных специальностей. И эти приезжие подрядчики с удовольствием приняли бы на работу бирян по понятной причине: нет проблем с жильем, командировочными расходами и так далее. Но этого не происходит по простой причине отсутствия соответствующих трудовых ресурсов.

Мы привычно говорим о необходимости создания новых рабочих мест, и это, безусловно, правильно. Но перед нами уже в полный рост встала проблема их наполнения. Это наша общая проблема и, в первую очередь, центра занятости, а также специальных учебных заведений. О последних—особо.

О новом статусе академии
Пожалуй, могу обозначить только наш филиал БашГУ, который пытается как-то соотнести свои планы с реализацией на нашей территории конкретных инвестиционных проектов. Вплоть до превентивного обучения профильных специалистов, связанных, например, с биотехнологическим направлением. Это нормальная, правильная реакция. Хотелось бы аналогичной увязки по всем учебным заведениям.

Если уж речь зашла о Бирском филиале БашГУ, скажу несколько слов о том, что сегодня происходит с этим учебным заведением. Очень уж оно для нас значимо. Есть разные мнения о состоявшейся реорганизации вуза, вплоть до резкого непринятия ее. Это неправильно. Может быть, не все знают, но реально рассматривались очень разные варианты судьбы этого учебного заведения, вплоть до закрытия, что для нас было бы просто катастрофой. Другие варианты развития событий, например, присоединение к Башкирскому государственному педагогическому университету, привели бы, скорее всего, к тому же, только немного позже и с гораздо худшими последствиями. Это реальность, которая сегодня происходит в стране в связи с оптимизацией системы высшего образования. И то, что произошло с Бирской социально-педагогической академией в виде ее присоединения к БГУ— это спасение. Сохранены преподавательский состав, материальная база (а это очень существенная часть нашей социальной инфраструктуры), бюджетные места, появляются новые специальности, в том числе непедагогического профиля.

О "дружелюбной» среде"
Думаю, что многие обратили внимание на раздел послания Президента Госсобранию, посвященный культуре. Более того, речь там идет не просто о культуре, а о формировании культурного пространства, среды. А это очень широкое понятие. Оно включает в себя в том числе внешний облик наших домов, дворов, улиц, парков. Как буквально сказал Президент: «Мы формируем культурно-жизненное пространство, а затем эта среда сама формирует нас. И если она ветшает, не развивается десятилетиями, то это негативно сказывается на людях». И далее: «К сожалению, наши города, села недостаточно «дружелюбны» к человеку».

В прошедшем году мы построили (своими силами, между прочим) прекрасный парк около ФОКа (к нему даже название уже «пристало»—«Оляпка»), сделали ощутимый шаг по благоустройству парка в центре. В текущем году мы получим практически новый ГДК, откроем новую школу искусств. Произойдет еще много интересных, нужных для нас событий. Лично я именно так вижу реализацию тезиса о росте «дружелюбия» окружающей среды к людям ее населяющим.

Не всё из задуманного на 2012 год удалось реализовать. Я уже сказал о проблемах, связанных с началом строительства объектов здравоохранения, не были начаты работы по восстановлению Троицкого собора (они начаты только в январе текущего года), передвигаются сроки новоселья для музея. Не состоялось открытие диализного центра в ЦРБ (оно состоится в первом полугодии текущего года). Значительно ниже планируемых оказались объемы работ по благоустройству (полгода мы занимались не асфальтированием улиц, а разборками с рейдерами, выигравшими аукцион на эти работы). Но деваться некуда, будем догонять. Не сделанное не отменяет запланированного. Оно просто увеличивает объем наших работ и забот на год текущий.

Открою маленький, впрочем не такой уж секретный секрет. При планировании, постановке задач мы все-таки сознательно устанавливаем себе планку чуть выше, чем может быть бы следовало. Это как в спорте, когда спортсмен в решающей попытке «заказывает» себе высоту, превышающую его личный рекорд. Иначе не будет движения вперед.

И еще один критерий, которым считаю необходимым руководствоваться. Ни в коем случает нельзя уповать на свою провинциальность, невеликость территории, отсутствие мощных бюджетообразующих предприятий и так далее, тем самым заранее записывая себя во второй сорт. Нужны амбиции, стремление к лидерству, по крайней мере, в региональном масштабе. Та среда, о которой сказано Президентом в Послании и в которой мы с вами живем, не должна быть менее комфортной, чем, скажем, в Уфе или любом другом муниципальном образовании республики. Сейчас у нас есть огромные планы, потенциал, что очень важно— доверие и помощь со стороны руководства республики, чтобы эти направления были реализованы.

 

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить