19 Февраль 2018, Понедельник

Сайт обновлен:19.02.2018 08:50:36 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Рустэм Хамитов провёл пленарное заседание республиканского августовского совещания по образованию

Рустэм Хамитов провёл пленарное заседание республиканского августовского совещания по образованию

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Рустэм Хамитов: «Задача перед нами очень сложная— создать современную суперобразовательную систему Республики Башкортостан»



Наше сегодняшнее совещание— очень важная веха в общественной жизни республики, потому что образование и педагогическая деятельность— это очень серьезная сфера. Это огромный мир, огромное направление деятельности.

Безусловно, в целом, мы с вами движемся вперед. Мы должны более подробно обсудить отдельные направления нашей работы. Начну с демографической ситуации. Сейчас мы находимся на демографическом подъеме. В 2001-2002 годах всего детей дошкольного возраста было порядка 250 тысяч. Сейчас мы плавно и уверенно переместились к 335 тысячам детей. Мы вышли на так называемое «плато» в графике. Такая численность ребят у нас будет держаться примерно три или четыре года. Увы, затем снова начнется демографический спад, и к 2030 году прогнозируемая численность ребятишек в возрасте от одного до шести лет в республике снова достигнет 250 тысяч.

Исходя из этого, нам нужно планировать количество мест в детских садах, количество мест в школах. Например, пик численности школьников приходился на 1999-2000 годы—было 860 тысяч детей в возрасте от 7 до 18 лет. Сейчас эта цифра значительно меньше—527 тысяч. Вот что такое демография—школьников стало меньше на 330 тысяч по отношению к 2000 году. Нам надо планировать расходы, связанные с образованием.

Вот что происходило в последние годы с таким сложным и острым вопросом, как «оптимизация школ». Начиная с 1990 года, примерно, до 2005 года количество школ укладывалось в цифру 3200-3300. В 20052006 годах на уровне Российской Федерации было принято решение об оптимизации школ, а также решение, что на одного учителя должно приходиться, в среднем, 15 учеников. И вот под эту цифру начали «загонять» всех и вся. Этот процесс пошел. Начиная с 2006 и до 2010 года количество школ уменьшилось с 3200 до 1800. То есть 1400 школ было трансформировано, был изменен их статус, появились филиалы этих школ. С 2010 по 2012 годы пришлось оптимизировать примерно 150-200 школ. За предыдущие 4-5 лет оптимизировано более тысячи школ, а за последние 2-3 года—около 200-250 школ.

С самого начала, как только я пришел работать в 2010 году, боролся за то, чтобы критерий «15 учеников на одного учителя» был оптимизирован с точки зрения понимания местных условий. У нас значительное количество сельского населения. Неоднократно я выходил на Владимира Владимировича Путина, на Дмитрия Анатольевича Медведева, чтобы эта цифра была скорректирована, была уменьшена. Необходимо входить в реальную ситуацию и прекратить бездумное сокращение школ в соответствии с теми цифрами, которое задает нам федеральное министерство. Я остаюсь абсолютным сторонником того, что мы не должны закрывать школы. Мы должны работать, исходя из целесообразности, из того, что нужно населению, для людей. Считаю, что подобного рода пропорции должны быть отданы на рассмотрение субъектов Российской Федерации.

Финансирование нашего образования, безусловно, растет. Посмотрите по цифрам: 2010 год—35 миллиардов рублей, 2011 год—40 миллиардов рублей, 2012 год—поч-ти 50 миллиардов, то есть 48,2 миллиарда рублей мы направили в сферу образования Республики Башкортостан. Покажите мне еще одну отрасль, которая росла бы такими темпами в части финансирования. Конечно, это колоссальное достижение. Эти ресурсы направлялись, прежде всего, на заработные платы, на материальное обеспечение и улучшение состояния наших школ. За три года финансирование выросло на 13 миллиардов—с 35 до 48 миллиардов рублей. Я хочу сказать, что в основном ситуацию в нашей средней школе мы выправили, с точки зрения обеспечения заработных плат, покупки оборудования. Но на самом деле эти цифры еще нас не устраивают. Мы понимаем, что не сможем расти такими темпами в ближайшие 3-4 года, но нам нужно движение вперед.

Мы должны, пусть не такими темпами, но наращивать бюджеты нашей образовательной системы. Наш республиканский бюджет—100 миллиардов рублей, это на всякий случай я вам даю масштаб, относительно которого вы должны понять объем расходов на образование. С 14 тысяч рублей в 2010 году заработная плата в республике для учителей должна к 2017 году вырасти до 35 тысяч рублей, в среднем. Безусловно, все это зависит от стажа работы, от квалификации, лучшие должны получать больше, лучшие работники должны получать более высокую заработную плату, а вот так разделить— «всем сестрам по серьгам»—это неправильный принцип. Что касается роста заработной платы преподавателям и мастерам учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, педагогическим работникам дошкольных учреждений, то к 2017 году мы должны дойти до 28 тысяч.

В эти два года произошло буквально революционное обновление по некоторым направлениям оборудования в наших школах. Только один пример—компьютерное обеспечение. В 2013 году—54,5 тысячи компьютеров, в два раза с лишним выросла обеспеченность школ компьютерами, и это тоже не предел. Сегодня у нас учатся примерно 430 тысяч детей в школах. Вот эти 54 тысячи компьютеров, мы легко можем посчитать—это около восьми ребятишек на один компьютер. Но наша с вами задача— выйти на цифру пять, а еще лучше—четыре. Мы с вами видели сегодня образцы современного оборудования, которое позволяет совершенно по-другому выстраивать учебный процесс. И мы будем его покупать.

К вопросу об электронном образовании. В своем послании осенью 2012 года я говорил, что надо немедленно приступать к формированию основ умного общества, на западе его называют «смарт-общество». Это глобальное внедрение современных информационных технологий абсолютно во все области нашей с вами жизни. Сегодня в мире уже есть примеры того, что школы становятся полностью электронными. И сегодня мы в школе №7 города Бирска в развернутом виде посмотрели демонстрационные версии этого электронного образования. Всё это впечатляет очень сильно, и мы видим, что дети по-другому реагируют на все это. У них есть интерес, у них глаза горят, их не вытащишь из класса, они же другие, наши ребятишки, у них дома компьютеры, мобильные устройства: телефоны, смартфоны, планшеты. Они мыслят по-другому, они щебечут между собой на другом языке, а мы продолжаем в старом варианте их учить. Это новый мир, новые подходы к образованию, все совершенно по-другому. Нам к этому надо готовиться и начинать эту работу.

Здесь я требую от министерства образования, чтобы перестали занимать позицию наблюдателя, чтобы формировали идеологию, стратегию развития такого электронного образования у нас в республике. Надо понять, какой должна быть глобальная система, ее фрагментировать, понять, какое оборудование, какое «железо», а самое главное, каким должно быть программное обеспечение. Это очень сложно, потому что это по-настоящему революция в образовании.

Мы должны немедленно начинать эту работу. Нужно найти несколько человек, которые будут тащить всю эту систему в новое измерение, в новые формы обучения. Поэтому я обращаюсь к главам наших муниципалитетов, к коллегам своим: пожалуйста, будьте добры, поддерживайте такие школы, где-то найдите лишние деньги. Хотя они лишними не бывают—дополнительные деньги. И купите в школу либо интерактивную доску, либо 3D-принтер, либо лабораторию, которая позволяет быстро поставить физические опыты, химические опыты, либо какие-то другие приборы и оборудование. И вы увидите, что вы из своих школ детишек не вытащите! Настолько это интересно, настолько это совершенно по-новому.

Как это все происходит в Корее? В 1996 году там приняли закон соответствующий, начали формировать в 1999 году кибершколы, перешли на формат e-learning— «электронное обучение». Сейчас они «информатизировались» и в этом новом варианте работают в университетах.

В образовании нам нужна система. Нужен этот график, эта стрела. Нужны, как сейчас говорят, дорожные карты, которые работают, нужны люди, которые это внедряют. Нужен центр электронного обучения, в котором занимаются профессионалы, которые готовят методики обучения. А иначе—ты открыл компьютер, и все, там пустота. Надо наполнять компьютер программным обеспечением. И вот это содержание, контент—это самое слабое наше с вами место. «Железо»—это, пожалуйста. Любое. Но самое ценное—содержание, программное обеспечение. Электронное образование— это содержательная часть. Это электронные учебники, преобразованные из книжных, из бумажных учебников. Это очень сложно.

Но вернемся на нашу землю. То, о чем я говорил в части смарт-образования—это общий тренд. И мы будем этим заниматься. И здесь нужно лидерство министерства образования, нужно лидерство и правительства нашего, и мое личное. Только тогда мы сможем вместе с вами эту неподъемную, тяжелую проблему решить.

Надо думать о том, как вернуть специализацию в наши школы. Вот один из примеров: кадетские школы. У нас очень много неблагополучных детей и семей. Эти ребята нестандартные. Они выросли в другой среде, если хотите, в кислотно-щелочной, агрессивной. Они приспособились к всякого рода трудностям, которые есть. Как опыт показывает, из таких ребятишек получаются отличные военные, правоохранители. Помимо информационных технологий, надо заниматься созданием специализированных направлений. В частности—кадетское направление очень интересно.

Первого сентября в Ишимбае уже в новом формате будем открывать кадетскую школу-интернат—она будет иметь статус на уровне Приволжского федерального округа. Мы пошли на то, чтобы передать ее Приволжскому федеральному округу. Взамен получим новый, с иголочки, спортивный комплекс, который построит МЧС России,— школа будет «спасательного» направления.

Я не говорю о том, что надо милитаризировать обучение, но есть ребята, которые к этому тянутся, есть семьи, которые хотели бы отдать детей в такого рода учебные заведения. Этому надо способствовать. Это будущие защитники Родины. Этих ребят надо с малолетства готовить к воинской обязанности, к трудностям, которые есть.

Мы ребят, начиная с шестого-седьмого класса, должны учить ремеслам. Должны не запрещать, а заставлять поддерживать чистоту и порядок, которые должны быть в школе. Кто-то пустил слух о том, что прокуратура запретила трудовое воспитание детей. Неправда. Потому что трудовое воспитание обязательно должно быть—помимо всех этих интересных вещей—информационных технологий и прочего. Одно с другим сочетается, не противоречит друг другу. И эту задачу как раз мы должны выполнить. Особенно, может быть, в сельской местности. Конечно, ребята должны уметь трудиться, а в старших классах они должны знать устройство машин, механизмов.

Профессиональное образование у нас с вами стагнирует. И начальное профессиональное образование. Количество обучающихся по среднему профессиональному образованию снижается со 105 тысяч. Сейчас уже дошло до 62 тысяч. Почти двукратное уменьшение за неполные десять лет.

Вот наше с вами будущее в плане получения рабочих рук. У нас с вами нет объединенной структуры, которая бы предполагала в комплексе школу, ПТУ, техникум и университет. За редким исключением—у нас есть один-два примера удачных, счастливых. Но кроме этого—больше ничего нет. И конечно,
мы должны повышать привлекательность этих средних учебных заведений, начальных профессиональных обучающих структур. Подтянуть заработную плату.

Вы знаете, в прошлом году прошла такая большая работа по получению информации о том, как работают вузы по их содержанию. Вузы прошли аттестацию. Нам удалось вузы практически все отстоять. И даже часть филиалов, которые предполагалось закрыть. Но я хочу сказать, что у каждого министерства определена миссия, цель, главная задача. Определены целевые показатели на период времени—пять лет. Определены стратегические направления и стратегические задачи, по которым должно развиваться министерство. Но я хочу сказать, что мы в целом прошли этот этап и приступили к формированию своей работы по целевым показателям деятельности. И, безусловно, часть самых умных и толковых стран работают в формате ключевых показателей эффективности для своих органов исполнительной власти.

Мы эту предварительную подготовительную работу—тяжелую, сложную—выполнили. Дальше будем работать уже с опорой на этот базис. Школьная, педагогическая среда должна опираться на такого рода карты. Это не сухие цифры, не просто формальная схема. В этом, может быть, и заключается системность нашей с вами деятельности.

Муниципалитетам тоже не вредно будет посмотреть и, может быть, в упрощенном виде, выйти на целевые показатели, стратегические задачи развития муниципалитета. Тот, кто сделает эту работу, будет иметь преимущества. И это абсолютно точно.

Ясно, что нас с вами разрывает, прежде всего, несистемность. Отсюда возникают конфликты. В конечном итоге система работает неэффективно и некачественно. Так что вот с этим мы будем работать дальше, будем оптимизировать. Я могу сказать, что мы либо единственные, либо одни из двух-трех регионов, которые переходят на такой формат работы и которые дальше будут свою деятельность исполнять таким образом.

Это все серьезно, это все сложно. Но этого требует жизнь. Тогда у нас с вами будут появляться результаты, новые производства, предприятия, новые люди. А главное-новое качество жизни. Это то, что требует от нас население и общество.

Уважаемые коллеги, у нас есть все, чтобы добиться успеха! И система образования— это, может быть, самая правильная точка приложения наших сил для того, чтобы получить в перспективе новое качество жизни республики.

Если мы с вами сможем сформировать стратегии, правильно направить ресурсы, правильно перенастроить—постепенно, потихоньку, но перенастроить эту колоссальную образовательную машину на новый, современный лад, получить новые результаты, чтобы к нам сюда приезжали люди, учились, смотрели и говорили: «Башкортостан—это лидер в системе образования», тогда, конечно, мы можем добиться нового качества республики. Если мы будем идти в тренде «чуть выше среднего», то и жизнь наша будет «чуть выше среднего». Конкуренция между регионами очень сильная. За деньги, за ресурсы, за влияние—за все. Люди используют любые абсолютно возможности для того, чтобы получить себе определенные преимущества или компетенции.

Задача перед нами очень сложная—создать современную суперобразовательную систему Республики Башкортостан. Мы ее можем называть по-разному: «умная», «смарт», «интеллектуальная», еще какие-то слова придумать. Поэтому наша с вами задача сконцентрировать свои силы, усилия на том, чтобы продолжать работать в современном интересном направлении и систему образования сделать современной.

Я хочу сказать только одно: система образования—это для нас всегда вызов. Если мы будем правильно, нормально и хорошо работать—мы создадим с вами лучшую в Российской Федерации систему образования. Считаю, что это достойная цель, достойная задача, и мы с ней справимся. Но только для этого надо дружно, спокойно, хорошо и умно работать. Желаю успехов!

Полностью текст выступления Президента Республики Башкортостан Рустэма Хамитова см. на сайте правительства РБ.

 

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить