21 Май 2018, Понедельник

Сайт обновлен:21.05.2018 13:23:53 MSK

> Муниципалитет Власть и политика Людям нужны реальные дела

Людям нужны реальные дела

Написать письмо Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

9 декабря Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на 36-м заседании Государственного Собрания—Курултая республики пятого созыва с ежегодным Посланием Главы Республики Башкортостан.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова (в сокращении):

В целом сегодняшнее социально-экономическое положение республики—стабильное. Индекс промышленного производства, темпы роста налоговых доходов по итогам года превысят среднероссийские значения. В полном объёме выполняются социальные обязательства.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин ставит перед Правительством страны и регионами задачу обеспечить переход к устойчивому экономическому росту, стимулировать предпринимательскую активность, укреплять социальную стабильность, улучшать качество жизни россиян. Это нужно делать в первую очередь с опорой на внутренние резервы, инновации и внедрение новых управленческих технологий.

Нужно признать, что действующая в нашей республике управленческая система всё ещё сохраняет прежние черты—громоздкую структуру госаппарата, чрезмерную централизацию властных полномочий, недостаток современных компетенций и действенных инструментов коммуникации с населением.

Эта система не успевает за изменениями, а потому перестаёт отвечать современным вызовам.

Виртуальные сообщества, блогосфера, социальные сети уже формируют общественное мнение, участвуют в контроле за состоянием дорог, экологической ситуацией, расходованием бюджетных средств, качеством образования и медицины.

Заметно повышается планка потребностей и общественных запросов людей. Главным становится  стремление к социальной справедливости.Люди хотят иметь высокий уровень социальной защищённости—гарантированную личную безопасность и благополучие, справедливую оплату труда, комфортную жизненную среду.

В Башкортостане удовлетворённость граждан качеством государственных и муниципальных услуг превышает 80 процентов, что уже неплохо. Но результаты работы администраций городов и сельских районов устраивают только половину опрошенных.

Сегодня необходимы не отдельные меры по совершенствованию деятельности органов государственной и местной власти, а продуманное переформатирование региональной управленческой системы на всех уровнях. В связи с этим ключевой задачей считаю последовательную модернизацию государственного, муниципального и общественного управления в республике.

При этом сама по себе модернизация управления не является самоцелью. Приоритеты власти известны—это увеличение доходов населения, инвестиционный рост, наполнение бюджета. Совершенствование управленческой системы выступает ведущим инструментом в их реализации.

Наша задача—сформировать и через грамотное управление последовательно реализовать современную модель развития Башкортостана как конкурентоспособного региона с многоотраслевой экономикой, одного из ведущих в стране и узнаваемых в мире центров науки, образования и культуры, авторитетной международной конгрессной площадки.

Особое значение имеет кадровый состав государственных и муниципальных служащих, их компетенции и профессиональная подготовка.

Одна из серьёзных задач—автоматизация административных процессов. Многое в этом направлении удалось сделать благодаря внедрению «Электронного Правительства». Сейчас 95 процентов запросов по государственным и муниципальным услугам направляется в электронном виде. Ещё два года назад этот показатель не превышал 30 процентов.

Задачу модернизации управления ставит сегодня перед нами и руководство страны. Определены 11 главных направлений стратегического развития России. В их числе—здравоохранение, образование, ипотека и арендное жильё, ЖКХ и городская среда, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, безопасные дороги, моногорода и охрана окружающей среды.

В качестве основного инструмента решения этих ключевых задач обозначен переход органов власти всех уровней на проектные технологии управления—от работы по поручениям к управлению по результатам.

Важно организовать оценку общественно значимых итогов проектов населением и бизнесом. Назову наиболее значимые управленческие задачи, которые необходимо решать в рамках региональных приоритетных проектов.

Начну с системы здравоохранения. В неё за последние годы направлены серьёзные государственные инвестиции, переоснащены медицинские учреждения, внедрены новые стандарты работы персонала.

В республике достигнуты значительные результаты в уменьшении материнской смертности. За девять месяцев по сравнению с прошлым годом также снизилась на 21 процент младенческая смертность до шести на тысячу родившихся. Сегодня этот показатель в три раза ниже, чем в 1996 году и в два раза, чем в 2005 году.

На днях введён современный Республиканский перинатальный центр. Теперь нужно работать над укреплением службы родовспоможения квалифицированным персоналом.

Граждане должны своевременно получать медпомощь, включая скорую и экстренную, особенно жители удалённых территорий, а также пострадавшие в ДТП вдали от крупных медцентров. Необходимо расширять возможности санитарной авиации.

Важно, используя информационные технологии, сокращать сроки ожидания помощи, разгружать врачей от работы с документами, ликвидировать очереди в медучреждениях.

Необходимо в полной мере задействовать возможности телемедицины. В Башкортостане создано более 30 телемедицинских центров, при этом многие из них используются крайне редко. Поручаю Минздраву республики поставить эту работу на должный уровень, а Правительству Башкортостана взять этот вопрос на контроль.

В управлении развитием образования Правительством страны определены четыре основных направления.

Первое—это формирование современной школьной среды. К 2020 году в республике предстоит ввести за счёт нового строительства, реконструкции, капитального ремонта свыше 26 тысяч ученических мест, а к 2025 году все дети должны учиться в одну смену. Второе—подготовка рабочих кадров для передовых технологий. Третье—развитие университетов как центров инноваций и востребованных компетенций. Четвёртое—создание на основе цифрового контента современного информационного пространства для обучающихся на всех уровнях образовательной системы.

Следующее значимое направление—развитие жилищного строительства, ипотечного кредитования и ЖКХ. Рекордные показатели последних лет по вводу жилья в республике позволили в основном решить проблему обманутых дольщиков, а также достичь среднероссийского уровня обеспеченности жильём. Тем не менее в очереди на улучшение жилищных условий стоит около 90 тысяч семей.

Необходима отдельная программа по развитию инженерных сетей, включающая меры по снижению оплаты за техническое присоединение к коммуникациям земельных участков, отведенных под возведение жилья, а также строительству необходимой инфраструктуры за счёт ресурсоснабжающих организаций.

Нужно повышать доступность ипотечного кредитования, регулировать рынок арендного жилья. Важно развивать как действующие, так и новые механизмы—выкуп в рассрочку (социальная ипотека), аренда с правом выкупа, наём жилья социального использования, которые должны заработать уже в ближайшее время.

Будущее жилищно-коммунального хозяйства–за государственно- и муниципально-частным партнёрством. Такая взаимная ответственность будет способствовать повышению эффективности управления многоквартирными домами, вовлечению людей в планирование и реализацию программ благоустройства.

Обозначенные федеральным центром основные направления стратегического развития мы должны дополнить собственным видением приоритетов, «точек роста» для Башкортостана.

Первое—нефтепереработка, химия и нефтехимия.

Главными задачами этой базовой для республики отрасли, формирующей треть её бюджета, являются диверсификация производства, расширение линейки выпускаемой продукции, развитие малотоннажной химии с использованием отечественных технологий, повышение качества природоохранной деятельности.

Важным шагом стало вхождение компании «Башнефть» в структуру одной из крупнейших в мире нефтегазовых корпораций—«Роснефти». Нефтяной комплекс республики получил глобальный источник сырья, мощные ресурсы для внедрения новаций, выхода продукции на мировые рынки. Кроме того, «Роснефть» для Башкортостана—это новые заказы, новые рабочие места, реализация социальных программ.

Другой путь управления развитием отрасли предполагает внутреннее объединение или кластеризацию промышленных объектов.

В этом году Правительство России выбрало 11 инновационных кластеров, в число которых вошёл и наш нефтехимический, включающий 160 предприятий республики. В следующем году на его поддержку из федерального бюджета планируется направить порядка 140 млн рублей, в 2018 году—ещё 500 млн рублей. К концу 2020 года в развитие кластера должно быть привлечено около 30 млрд рублей из внебюджетных источников.

Вторая «точка роста» нашей экономики—агропромышленный комплекс.

Сегодня две трети валового объёма сельхозпродукции производят личные подсобные хозяйства. Надо создавать условия для их кооперации, выстраивать систему закупа, хранения, переработки и сбыта выращенной продукции, товарные связи по всей цепочке «от грядки—до прилавка», помогать с её реализацией по справедливым ценам. Нужны более действенные меры по поддержке личных подсобных хозяйств, в том числе в части компенсации им затрат на приобретение оборудования и молодняка.

Большее внимание следует уделять рыбоводству. Сегодня республика только на три процента удовлетворяет свои потребности в рыбной продукции. Остаётся неиспользованным в полной мере потенциал пчеловодства, особенно экспортный. Предстоит укреплять лабораторную и логистическую инфраструктуру отрасли.

Третья задача—территориальное и муниципальное развитие.

Растёт разброс в динамике социально-экономических, демографических показателей муниципалитетов. Доля собственных доходов в местных бюджетах не превышает и трети. Во многих муниципалитетах нет серьёзных инвестиций, крупных проектов, продуманных «точек роста». В ряде районов республики, к сожалению, продолжается миграционный отток и естественная убыль.

В этих условиях необходимо сделать ставку на экономическую кооперацию муниципалитетов, создавать совместные хозяйственные общества, разрабатывать межмуниципальные проекты в сферах ЖКХ, строительства, транспорта, учитывать общие интересы при подготовке документов территориального планирования, формировании адресной инвестиционной программы, территориального заказа по ремонту и строительству дорог.

Нужно переходить от соперничества муниципалитетов к их взаимовыгодному сотрудничеству и партнёрству. Надо также расширять участие граждан в улучшении жизни на местах через территориально-общественное самоуправление, поддержку местных инициатив и «народных бюджетов». Расширению сотрудничества муниципалитетов способствует развитие дорожной инфраструктуры. Началось строительство автомобильной дороги Стерлитамак—Кага—Магнитогорск, а также важной для северных и северо-восточных районов трассы Бирск—Тастуба—Сатка.

Сейчас разрабатывается Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Уфимской агломерации, в состав которой входят шесть муниципальных районов, расположенных в радиусе 100 км от столицы.

Четвёртая «точка роста»—развитие малого и среднего бизнеса. Именно он должен придать нужную динамику преобразований в экономической и общественной жизни.

Республика заняла первое место в федеральном конкурсе по объёму полученных средств для поддержки малого бизнеса в моногородах.

Необходимо расширять доступ малых предприятий к закупкам крупных компаний, активно внедрять систему «единого окна» в рамках проекта «МФЦ для бизнеса», продвигать кредитно-гарантийную поддержку с созданием лизинговых компаний, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве.

Значимым вопросом остается госрегулирование предпринимательской деятельности.

Поручаю Правительству Башкортостана проанализировать контрольные полномочия органов государственной власти республики и местного самоуправления на предмет их избыточности.

2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Предстоит реализовать  несколько важных проектов. Сейчас только официальные полигоны ТБО в республике занимают 23 кв. км. Реальная площадь несанкционированных свалок и загрязнённых ими окрестностей—в разы больше.

Нужно наводить порядок на особо охраняемых природных территориях, создавать условия для цивилизованного туризма, совершенствовать сервисную инфраструктуру.

Диалог государства и общества, в целом движение вперёд невозможны без доверия. В развитии гражданского общества важную роль играют социально ориентированные некоммерческие организации. В республике на их поддержку за последние три года направлено около 1,5 млрд рублей. В этой части Башкортостан—один из лидеров в стране.

Необходимо расширять доступ НКО к средствам бюджета для более эффективного оказания социальных услуг, развития конкуренции в сфере здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

Необходимо в полной мере реализовать все общественные инициативы граждан в рамках проектов, приуроченных к празднованию 100-летия образования Республики Башкортостан.

Задачи перед нами стоят сложные, масштабные. Уверен—мы с вами обязательно достигнем намеченных целей.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте. Комментарий будет показан после проверки его администратором сайта. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии без проверки администратора.


Защитный код
Обновить