-17 °С
Облачно
80 лет Победы
Все новости
Культура
26 Января , 18:55

Гали Чукури - поэт, просветитель, историограф, шейх

Его творчество превосходит всю литературу на языке тюрки XIX века в Башкирии. Он написал шесть книг и составил девять рукописных сборников.

Гали Чукури - поэт, просветитель, историограф, шейх
Гали Чукури - поэт, просветитель, историограф, шейх

В «Татышлинском вестнике» напечатали отрывки из книги «Избранные произведения» Гали Чукури. Чукури начал писать с 17 лет, первые его произведения — ода и элегия. Его первая книга — «Тәжүид» (1860). Среди других трудов — «Жемчужины Гали», «Светильник сияния», «Прибавление к подобному», «Хвала Казани», «Жемчужины речи» и «Приветствую тебя, месяц Рамазан». Из-за религиозных мотивов его творчество было забыто в 30-е годы XX века. Возрождение интереса началось в 80-е годы. Чукури писал на арабской графике и тюрки, что усложняло чтение.

В ноябре вышла книга «Избранные произведения» в кириллице с транслитерацией и глоссарием. Стихи цикла «Четыре времени года» — образец башкирской поэзии XIX века. В материале представлены стихи, рассказы о путешествии Чукури по России и другим странам, его письма и история рода. Книгу можно найти в библиотеках района.

___________________________________________________________________________________________________________

Из книги «Избранные произведения»

Мы — лесные башкиры. Наш род испокон веков связан с землёй: сын хлебороба – хлебороб, сын крестьянина —  крестьянин. Наша главная задача — расчищать лес под сенокосы и пашни.

Но, будучи человеком бедным и неприметным, я всё своё свободное время и силы упорно тратил на другое дело. Взяв разрешение (указ) и построив дом, я, как человек простой, влез в большие долги, чтобы приобрести всё необходимое для жизни.

В то же время мне пришлось в одиночку восстанавливать медресе с нуля. Я сам руководил его ремонтом и, преодолевая огромные трудности, начал обучение у себя дома — для жителей деревни, а затем и в самом медресе — для представителей нашего рода.

Кроме того, мне приходилось выполнять обязанности духовного служителя (муллы) и постоянно быть в движении между мечетью и медресе. Так я и живу, будучи, пожалуй, самым занятым и обременённым делами человеком среди иректинских башкир.

Нәсим әс-саба, или Хажнаме

... Впоследствии, будучи имамом села Старочукурово, то есть я, мулла Мухамметгали, сын муллы Габдессалиха, в 1872 году, с намерением совершить Хадж, отправился в путешествие в Мекку и Медину. Посетив те святые места и совершив обряды таваафа  и зиярата  могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), я вернулся к нашим соотечественникам.

По просьбе некоторых друзей я вознамерился описать  то путешествие. Однако так как люди, которые будут читать эту книгу, не бывали в чужих краях, это стало причиной того, что в некоторых местах пришлось писать более подробно и пространно. Пусть простят меня люди, много путешествовавшие и много повидавшие.

Вначале я вышел из своего дома и через села Илмет и Аксаит вышел к Гаинскому двору. Оттуда добрался до города Уса, сел на пароход, плавающий по реке Чулман (Кама), добрался до окрестностей Нижнекамска и вышел в Мензелинске. Там, навестив родственников и знакомых, вновь сел на пароход на реке Чулман и прибыл в город Чистополь.

Оттуда, наняв лошадь с телегой, я выехал в Казань, принял множество садака (милостыни) и посетил могилы многих святых людей. Например, навестив шейхов Курса, а также шейхов Ури и Тюнтярь, я прибыл в  Казань. Оттуда, сев на пароход, ходящий по реке Идель (Волга), я добрался до города Нижний Новгород. Оттуда, сев на поезд, через город Владимир я прибыл в  Москву. Оттуда также по железной дороге через города Тула и Курск, и Киев, я прибыл в город Одесса. Говорят, от нашего села до  Одессы по этим дорогам будет  пять тысяч верст...

Из Одессы, сев на корабль, плавающий по Черному морю, я прибыл в город Стамбул. То был пятый день месяца Рамазан. В итоге, в  Стамбуле я пробыл весь месяц Рамазан, посещал множество мечетей и собраний... Мы приготовились отправиться в цель нашего путешествия — города Мекку аль-Мукарраму и Медину аль-Мунаввару. В то время я отправлял домой по почте подробные письма. В те письма я также вложил множество стихов...

Близ Стамбула, сев на один из кораблей, собравшихся там, словно сельский сход, мы вышли из пролива в Мраморное море. Оттуда, пройдя по Мраморному морю и миновав города Гелиболу и Чанаккале, мы спустились в Эгейское море...

Проплыв много дней по Эгейскому морю, мы прибыли в город Измир. Оттуда, вновь отправившись на том же корабле, мы прибыли в город Александрию. Оттуда, сев на поезд, мы прибыли в город Суэц. Оттуда, сев на корабль, плавающий по Красному морю, мы прибыли в благословенный город Джидду. Оттуда, наняв верблюдов и присоединившись к каравану, мы отправились в путь в город Мекку аль-Мукарраму...

А в Мекке аль-Мукарраме мы пробыли полтора месяца. Сначала полностью совершив обряды Хаджа, мы отправились в город Медину аль-Мунаввару. В пути мы шли двенадцать дней и в предрассветное время прибыли и вошли в город Медину аль-Мунаввару... В Медине аль-Мунавваре, совершая поклонение в течение недели и попрощавшись с господином Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), мы отправились в обратный путь к нашим соотечественникам...

В этом путешествии до Одессы у меня не было ни одного попутчика-мусульманина из нашего Российского государства. Я ехал только с русским народом, проживающим в России...

Богатство Российского государства очень велико. Ведь от нашей деревни до Одессы мы проезжаем через несколько сотен деревень и городов! Строения домов и обилие посевов, скота, их богатство явно бросаются в глаза. Например, величие города Москвы, его строения и множество различных заводов и фабрик знамениты по всей империи.

От Москвы до Одессы — несколько тысяч верст пути, и все они пролегают по железной дороге! Сколько же железа было израсходовано на эти пути?! Существуют тысячи прочных повозок, называемых «вагонами», созданных для передвижения с помощью машины... Невозможно описать мудрость и ценность машины, которая тянет эти повозки... Сколько же сотен тысяч монет было потрачено на строительство того пути?! Есть места, где встречавшиеся на пути горы были срезаны, земля вывезена в сторону на телегах, а гористые местности выровнены и превращены в равнину. И есть места, где через овраги и реки построены дорогие мосты. Даже невозможно полностью описать мудрость, ценность и мощь мостов, построенных в местах, где встречались пропасти. На протяжении нескольких тысяч верст от Москвы до Одессы под железнодорожный путь через каждый шаг пути были уложены шпалы. Сколько же денег потребовалось, чтобы купить столько леса?! Если лишь от деревянных шпал такая поразительная картина, то, несомненно, сколько же богатства потребовалось для рельсов, непрерывно уложенных вдоль пути?! И запасы лежащих в резерве шпал и железных изделий, кажется, бесчисленные груды. И на каждой станции построены вокзалы, и амбары, и телеграфные конторы, и почтовые отделения, торговые предприятия - невозможно описать все эти блага,  украшения и милости Знайте, невозможно полностью описать богатство Российского государства...

Из Александрии мы пошли на вокзал, чтобы отправиться в город Суэц на поезде. И там явно видна бестолковость арабов. Внутри вокзала — толчея. И все дела, такие как выдача билетов и квитанций, и марок для багажа, за который нужно платить, полностью бестолковы. Во всем вокзале — шум-гам, крики, суматоха. Нет возможности понять, куда идти, и не видно человека, знающего свое дело. Если бы вы заходили и выходили на скольких-нибудь вокзалах в Российском государстве от Нижнего Новгорода до Одессы, вы нигде не увидели бы такой бестолковости, как на этом вокзале!..

В городах исламских государств на этом пути, хотя видимое богатство и велико, воспитание и порядок совсем не достигли совершенства. Даже в своих учреждениях они не умеют давать информацию о билетах, нет никакого порядка и системы. Несомненно, подобных систем, как в Российском государстве, больше нигде, наверно, нет...

 

Фото: "Бельские просторы"

Автор: Ольга Бунакова
Читайте нас